Иудаизм, микробы и заразные болезни
Изображение:
http://ru.depositphotos.com
Величина микробов, в среднем, два микрона на полмикрона. Это значит, что на одном миллиметровом делении линейки могут уместиться 500 микробов, построенных в колонну, или 2000 микробов, построенных в шеренгу!
Первый шаг к открытию таинственного мира микроорганизмов сделал голландец Антони ван Левенгук, сконструировавший в 1680 году первый в мире микроскоп. Микроскоп представлял собой тонкую трубку с линзами и позволял добиваться всего лишь 200-кратного увеличения. С помощью своего изобретения Левенгук разглядел крошечные существа, движущиеся внутри налета на зубах. Однако только во второй половине XIX века ученый мир со всей очевидностью убедился в существовании микроорганизмов и осознал их роль в распространении целого ряда болезней.
Человеком, который двинул вперед микробиологию и открыл связь между крошечными микробами и различными болезнями, был известный французский ученый Луи Пастер, живший в XIX веке. Он также разработал и ввёл в медицину технологию стерилизации инструментов. До открытий Пастера множество людей умирало из-за многократного использования одного и того же операционного скальпеля и других инструментов и материалов, которые переносили различные микробы-возбудители болезней от одного больного к другому. Ни один врач не подозревал, что смерть очередного пациента причинена его собственным ножом, заражённым болезнетворной инфекцией. После того, как Пастер ввёл в больницах обязательную стерилизацию инструментов перед операцией, количество послеоперационных осложнений и смертей в результате их резко уменьшилось.
Пастер также обнаружил в ходе своих исследований, что нагревание молока убивает молочнокислые бактерии в нем и предотвращает его скисание (процесс пастеризации).
Благодаря введению пастеризации молока были спасены от смерти сотни миллионов младенцев, матери которых были вынуждены из-за недостатка собственного молока кормить их коровьим.
Итак, всего лишь на протяжении последних 350 лет учёные постепенно открыли:
а) существование микробов;
б) сущность инфекционных заболеваний, распространяющихся микроорганизмами в результате контакта с кровью или выделениями заражённого;
в) способ уничтожения микробов посредством нагревания (кстати, лишь относительно недавно учёные выяснили, что характерное для ряда болезней повышение температуры тела необходимо для уничтожения микробов!)
Позже было сделано ещё одно базисное открытие в области исследования природы инфекционных болезней: учёные обнаружили существование латентной (скрытой) стадии болезней, во время которой инфицированный человек может быть переносчиком заболевания, не испытывая никаких болезненных симптомов.
И вот удивительно: в записанных нашими мудрецами законах надлежащего поведения человека во время трапезы есть, среди прочего, и такая фраза:
«Нельзя отпить из стакана и передать его товарищу - из-за смертельной опасности».
Причина этой опасности объясняется в «Завещании рабби Элиэзера Великого»(3):
«Возможно, в теле человека находится болезнь, и из его рта она проникнет в остаток напитка, и заболеет товарищ его [выпивший из того же стакана]».
Получается, что рабби Элиэзер, живший около 1900 лет назад, знал следующие факты:
болезнь развивается благодаря деятельности каких-то невидимых существ, находящихся не только в отдельных поражённых органах, но распространяющихся по всему телу и проникающих в его выделения; возбудители заболеваний могут передаваться одним человеком другому через контакт с одной и той же жидкостью*, и самое удивительное: даже внешне здоровый человек должен воздерживаться от передачи своего стакана другому, поскольку «возможно, в его теле находится болезнь». Другими словами, человек может быть носителем болезни, которая никак не проявляется в нём самом, но причиняет вред здоровью тех, кого он заразил**
Но это еще не все
В Талмуде, который записан примерно 1600 лет назад, есть одна удивительная фраза (4):
«Сказал Шмуэль: «Рана, нанесённая железным предметом, является смертельно опасной, и из-за нее нарушают шабат [если это необходимо для лечения]».
Нарушение шабата допускается только в случае реальной угрозы для жизни. Поэтому Шмуэль в данном контексте имеет ввиду, что если бы точно такая же рана была бы нанесена не железом, а чем-то другим, не было бы необходимости совершать запрещённую в шабат работу. Получается, что Шмуэль знал об особой опасности, связанной именно с железом. Так о какой же опасности идёт речь?
Лишь в конце XIX века учёным стало известно, что возбудитель страшной болезни – бактерия столбняка – в виде спор часто попадает в ржавчину, покрывающую железный нож. При ранении она проникает в организм и активно развивается в нём, вырабатывая сильнейший яд, в подавляющем большинстве случаев приводящий к смерти в результате мышечных судорог и паралича органов дыхания. Всё, что нужно этому микробу для начала его убийственной деятельности: попасть в воздуха.
Изобретение пастеризации
И, как если бы этого было недостаточно, выяснилось, что упомянутый выше принцип пастеризации, т.е., что высокая температура убивает микробы, был известен еще нашим мудрецам. Талмуд5 подчеркивает особую важность для здоровья в использовании для питья именно кипяченой воды:
«Лучше пить заколдованную воду, чем воду теплую».
Т.е. предпочтительней выпить то, над чем ворожил колдун, чем теплую некипяченую воду. Поскольку последняя вредна для здоровья.
* Мудрецы Талмуда предупреждали также, что болезни могут переноситься мухами и даже ветром! Вот что сказано в трактате «Ктубот» (77б): «Раби Йоханан провозглашал: «Берегитесь мух, которые сидели на прокажённых!» Рабби Зейра избегал садиться там, где ветер дул со стороны больного. Рабби Элазар не входил в комнату, где жил прокажённый. Рабби Ами и рабби Аси не ели яиц с той улицы, где жил прокажённый».
** Следует отметить, что, помимо объяснения, приведенного в «Завещании раби Элиэзера Великого», раби Шломо Лурия написал о дополнительной причине предпринимать такие меры предосторожности: возможно, человек гнушается пить из сосуда после того, как из него отпил другой. Но он стесняется в этом признаться, отопьет против своей воли и будет терзаться.
Мудрецы продолжают и приводят информацию, до сих пор не известную науке:
«И сказанное [о теплой некипячёной воде] касается металлической посуды, но не глиняной. И насчёт металлической посуды не сказано [что теплая вода опасна], а только если не кипятили её. Если же кипятили, то можно [пить](7). И не сказано [об опасности некипячёной воды в металлической посуде], а только если не бросил туда снадобье (имеется ввиду некий растительный препарат, обеззараживающий воду). Если же бросил туда снадобье, то можно».
(Необходимо, однако, привести слова Рамбама из книге «Море Невухим»(8), где он пишет, что многие вещи, указанные мудрецами Талмуда в отношении здоровья, были связаны с духовным уровнем того времени. Поэтому в каждом поколении необходимо вновь сверять эту информацию с окружающей реальностью, которая могла измениться в связи с изменениями в духовном плане. В любом случае, слова мудрецов наверняка и сегодня имеют какие-то актуальные проявления, и, возможно, учёные с их современными инструментами смогут со временем подтвердить их правильность).
Мало того, выясняется, что наши мудрецы были осведомлены и о важности строгого соблюдения чистоты во время операции. Давайте поразмыслим еще раз над словами Талмуда, рассказывающими об операции, сделанной рабби Элазару, сыну знаменитого рабби Шимона бар Йохая:
«Напоили [мудрецы Торы] его снотворным снадобьем и внесли его тело в операционную комнату, облицованную мрамором. И разрезали ему живот...»
Зачем же нужно было проводить операцию именно в помещении, облицованном мрамором? Ответ совершенно очевиден: абсолютную стерильность можно поддерживать только в помещении с гладкими стенами и полом, с которых с лёгкостью удаляется пыль и грязь.
Попробуем вкратце подытожить то, о чем мы узнали:
А. В природе существуют не видимые глазом микроорганизмы.
Б. Эти творения, называемые микробами, переносят различные болезни от человека к человеку.
В. Эти микробы присутствуют во всем теле человека и в его выделениях, включая слюну, а не только в пораженном органе.
Г. По этой причине следует остерегаться и не пить из сосуда, из которого уже пил другой человек.
Д. Поскольку мудрецы запрещают пить из сосуда даже после здорового человека, мы видим, что они знали о существовании инкубационного периода.
Е. На поверхности железного инструмента могут гнездиться особо опасные микробы. Поэтому даже поверхностная рана, нанесенная железным предметом, опасна для жизни, и разрешается нарушать шабат для ее лечения.
Ж. Можно разрушить микробы кипячением той жидкости, в которой они содержатся.
З. Ввиду опасности инфекционного заражения следует производить операции в условиях максимальной чистоты.
Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.
Автор:
Рав Замир Коен,
источник
|
|