Фильм «Список Шиндлера». Обзор, факты, рецензии
Изображение:
архив
Факты
1. Стивен Спилберг, режиссер фильма, отказался от гонорара за работу. По его словам, это были бы «кровавые деньги». Вместо этого, на деньги, заработанные фильмом, он основал «Фонд Шоа» («Шоа» на иврите означает «Катастрофа»). Деятельность фонда Шоа состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе Холокоста.
2. Сцена ликвидации краковского гетто занимала в сценарии всего одну страницу. Спилберг расширил ее до 20 страниц и 20 минут экранного времени. А создавал он ее на основе свидетельств очевидцев тех событий.
3. Поскольку Спилбергу не удалось получить разрешение на съемки в Освенциме, ему пришлось выстроить неподалеку декорацию, досконально имитировавшую этот концлагерь.
4. Чтобы одеть 20 тысяч статистов, художник по костюмам разместил повсюду объявления о том, что студия хочет приобрести одежду военного времени. А поскольку в начале 90-х экономическая ситуация в Польше была довольно сложной, местные жители с готовностью продавали сохранившуюся у них одежду 30-х и 40-х годов.
5. «Список Шиндлера» стал самым дорогостоящим черно-белым фильмом за всю историю.
6. В начале эпилога исполняется песня «Золотой Иерусалим», написанная лишь в 1967 году и содержательно не связанная с Холокостом, в связи с чем в израильском прокате фильма она была заменена на другую песню («Эли, Эли»).
Рецензия - ладонь
Schindler`s List — это кино той самой золотой и плодоносной на шедевры эпохи первой половины 90-х. Идеально построенное технически: восхитительная операторская работа, идеальные планы, безупречный монтаж. Не менее выверенное эмоционально: несмотря на внушительный хронометраж, оно приковывает все внимание и не отпускает до финальных титров.
Тема холокоста, как одной из самых трагичных страниц двадцатого века невероятно сложна в плане подачи зрителю. Очень важно не перегнуть палку, не превратиться в слезоточивую мелодраму с целью выбить из смотрящих рыдания. С другой стороны, холодная отстраненность режиссера, вздумавшего перенести на экран события 60-летней давности, превращается в цинизм. Спилберг занимает промежуточную позицию: бесстрастно, насколько возможно, показывает ситуацию в гетто, он ни на секунду не позволяет усомниться в своем отношении к минувшим историческим вехам. И здесь на первый план выступают персонажи, из которых можно выделить тройку главных действующих лиц: Оскара Шиндлера, предпринимателя, Исаака Штерна, бухгалтера и Эймона Гетца, немецкого офицера.
Шиндлер интересен тем, как в течение фильма меняет свои воззрения. Бизнесмен и в первую очередь делец, он не испытывал никаких чувств к евреям, за исключением того, что они были невероятно дешевой рабочей силой. Разгром краковского гетто, общение с рядовыми евреями, Штерном, знакомство с мерзавцем Гетцем пробудило в нем, члене нацпартии, чувство глубокого сострадания нуждам работающих на него людей.
Вообще персонаж Лиама Ниссона-несколько другой от привычного образ героя войны. Он не командует армиями, не бросается под танки или, держа наперевес разнокалиберное оружие, смачно мочит фашистов. Нет, он не военный и не политик. Тем не менее, риск, которому он себя подвергает, защищая евреев и выпуская паршивое оружие на своем заводе, не меньший, чем у фронтовика.
Исаак Штерн в исполнении сэра Бена Кингсли- ловкий бухгалтер, правая рука Шиндлера. Человек, прекрасно понимающий ужас происходящего и осознающий, что Оскар совершает подвиг, вызволяя людей из Освенцима.
Эймон Гетц (Ральф Файнс)-один из самых зловещих душегубов за всю историю кино. Офицер, для которого любимое утреннее занятие-пострелять по статичным целям-присевшим на ступеньки евреям. Высокомерный, грубый, беспощадный ко всем, кто его окружает. Сильнейшая роль актера.
Несмотря на то, что фильм это все-таки о войне, никакой популяризации милитаризма здесь нет и быть не может. Показателен момент, когда Шиндлеру докладывают, что произведенные его заводом орудия не стреляют, он отвечает, что был бы очень огорчен, если хоть одно из них нанесло вред человеку.
Это фильм, который украшает любой топ. Это шедевр, не способный оставить равнодушным. Это произведение искусства, без которого кинематограф был бы не таким, как мы его знаем.
Рецензия - Left
В рецензии на этот фильм, я не стану описывать игру и подбор актёров, музыку и все то, что обычно описывается в рецензиях. Не стану.
Два часа пятьдесят одну минуту мне хотелось заплакать, громко и в голос от отчаяния, от стыда за человечество, и от того, что уже ничего нельзя исправить. И вот последние 15 минут фильма, я уже его не смотрю, я плачу так, будто трагедия истребления коснулась лично меня. За три часа просмотра, в моей голове пронеслось столько мыслей о добре и зле, о деньгах, о рабстве, и страхе. У меня еще никогда не покрывалась кожа мурашками при просмотре фильма- от правды. Несомненно, Оскар Шиндлер имеет полное право носить имя Праведника мира. Да, я знаю, что многие оспаривают это, мол, все что он делал, было ради денег. Но нет, же. На момент, когда он решился на спасение, у него было столько денег, что он мог все бросить и уехать туда, где нет войны и евреев, встречать свою старость. А на самом деле не так. Он умер в нищете. Конечно, тут опять может возникнуть вопрос «Почему он умер в нищете, и никто его не поддерживал деньгами?» А потому, что он во-первых, скрывался, чтобы не быть арестованным, за использование рабского труда, а во-вторых, кто? ну кто, ему бы мог обеспечить достойную старость? Разгромленные евреи? Или немцы? а? Да никто. Не потому что не хотели, а потому что никто не мог.
Фильм правдив на все 100 процентов. У меня сердце начинает сильнее биться, когда я вспоминаю сцену, где евреев заставляют написать имена на чемоданах, самих потом сажают в поезд, обещая, что багаж последует за ними… но на самом деле все чемоданы, и все вещи лежащие в них подвергаются жесткой сортировке. Казалось бы, одна из самых безобидных сцен… и я уже не говорю о сценах, где драгоценности съедаются вместе с хлебом, или же где немцы начинают уничтожение еврейского гетто в Кракове.
Этот фильм показал очевидность того, кого на самом деле надо было расстреливать и сжигать. Вспомните сцену, где Амон Гёте выходит на балкон и начинает стрелять в людей, которые не работают. В этот момент, мне хотелось удавить его- своими руками, выдавить ему глаза, сломать пальцы, и ударить по голове его же автоматом.
Этот фильм я не могу назвать любимым. Я не думаю, что соглашусь пересмотреть его еще раз. Потому что, мне запомнилась каждая секунда, каждая сцена… и теперь все это будет долго хранится в моей голове и в сердце. «Список Шиндлера» обязательно нужно смотреть каждому человеку, и тогда в мире, может быть хоть на немного, но станет меньше зла и жестокости, ведь власть- это не право вершить правосудие или спонтанно убивать. Власть-это право прощать.
Ценные кадры
Список Шиндлера» – чёрно-белый... И лишь однажды в картине появляется цвет... В этот момент происходит перелом в отношении Шиндлера к происходящему.
Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.
|
|