Ковчег Завета — величайшая святыня еврейского народа
Изображение:
архив
Впрочем, изучая библейские источники, некоторые подробности об этом раритете можно восстановить даже сейчас. Ковчег представлял собой переносной ящик для хранения двух версий (разбитых и целых) каменных Скрижалей, на которых начертаны Десять заповедей.
Предполагается, что там же могло сберегаться непроизносимое Имя Бога, а также иные Его эпитеты. В Послании к евреям говорится, что в Ковчеге были уложены сосуд с манной, елей помазания, а также расцветший жезл Аарона. Однако по другим свидетельствам их местом хранения была Святая святых Скиния, так же как и свиток Торы руки самого Моисея. Впоследствии к указанным святыням были присоединены филистимлянские золотые дары.
Считается, что конкретные указания о конструкции Ковчега, материалах для изготовления были даны Моисею самим Господом. Правда, сейчас это с точностью восстановить невозможно. Причина одна: крайне мало людей могли собственными глазами увидеть Ковчег Завета, и уж тем более сделать его чертежи или хотя бы зарисовки.
Общее представление о Ковчеге нам дают указания Всевышнего Моисею в книге Исход. Для его изготовления рекомендовалось использовать материал дерева ситтим (разновидность акации, произрастающей в пустынях около Красного моря). Размеры готового изделия указывались в локтях. Это должен был быть прямоугольный параллелепипед длиной 2,5 локтя, шириной и высотой – по полтора. Снаружи и внутри Ковчег должен быть покрыт чистым золотом. При переводе на современные меры длины его размеры должны были составлять: длина – 112 ±12 см, ширина и высота – 67 ±7 см.
Правда, в Талмуде описана версия данной святыни, состоящая из 3 отдельных ларцов. Самый маленький внутренний золотой ларчик располагался внутри более крупного деревянного, который, в свою очередь, ставился во внешний, самый большой, золотой ларец. Такая «матрешка» нисколько не противоречила указаниям Господа, хотя вполне жизнеспособна, как и версия единого деревянного ковчега с внутренним и наружным золочением поверхностей. Возможно, у ларца было 4 ножки.
Вот, что точно известно, так это наличие у Ковчега 4 золотых колец, использовавшихся для переноски довольно увесистого ларца. В помощь носильщикам давались позолоченные шесты длиной 7-10 локтей из того же дерева ситтим. Все это фактически представляло собой единое целое и разделялось в строго определенных случаях.
Следующий элемент Ковчега – крышка (капорет), украшенная херувимами. Ее рекомендовалось изготовить из чистого золота, повторяя длиной и шириной наружные размеры самого Ковчега. Кроме того, на крышке требовалось расположить фигуры двух херувимов с распростертыми вверх крыльями, как бы покрывающими ее. Лица же ангелов должны быть обращены друг к другу. Толщина золотой крышки в источнике не указана, но даже минимальная версия (полпальца) при весьма солидном удельном весе золота давала существенную массу как самого капорета, так и Ковчега в целом.
Дальше ситуация с Ковчегом Завета в главных деталях известна. Он переносился представителями колена Левитов в продолжение всего времени странствий евреев по Синайской пустыне вплоть до прихода к землям Ханаанским. Во время стоянок его ставили в Святая Святых Скинии. После прихода в Ханаан и начала захвата евреями его территорий некоторое время Ковчег хранили близ Иерихона в Галгаре, а позже перенесли в Вефиль. Но и здесь он надолго не задержался, а вместе со Скинией переправлен в Силом, где на целых 369 лет получил стабильность.
С этого места данную святыню брали исключительно в случаях важных войн. Однажды ее даже захватили филистимляне. Правда, «трофей» этому народу принес настолько много бед, что они вынуждены были вернуть его, присовокупив богатые золотые дары в качестве извинения.
Последним известным местом постоянного хранения Ковчега стал Иерусалим, завоеванный во времена царствования Давида, а затем превращенный им в новый духовный центр евреев. Сначала сюда был отправлен только сам Ковчег, но после того как царь Соломон построил в Иерусалиме храм, в него была перенесена и Скиния с остальными святынями. Для этого была обустроена Святая Святых храма, представлявшая собой внутреннее помещение квадратного сечения со стороной в 20 локтей.
Здесь для Ковчега был высечен из камня постамент, именуемый эвен штия, для широкой публики более известный как краеугольный камень, который, согласно заявлению иудеев, расположен в самом центре Земли и даже считается подножием Всевышнего. При том же царе Соломоне вокруг Ковчега установили вырезанные из масличного дерева 5-метровые фигуры херувимов, которые полностью заполняли собой помещение. Сюда мог входить лишь крайне ограниченный круг людей, к примеру, раз в год в день искупления в Святая святых заходил первосвященник. Остальные под страхом немедленной смерти даже взглянуть на святыню не имели права.
Подобная стабильность сохранялась вокруг Ковчега вплоть до распада единого Израиля на два государства, приведших в итоге к приходу сюда ассирийцев. В это время святыня бесследно исчезла. До сих пор в среде историков и теологов идут споры о том, куда же она могла пропасть. Известно одно: в Вавилон Ковчег не попал. Он мог быть спрятан где-то неподалеку от Иерусалима либо тайно вывезен в Египет. На последнем варианте настаивает эфиопская иудейская диаспора. Однако и оттуда Ковчег, вероятнее всего, был вывезен европейцами, и сейчас как будто бы хранится в соборе Святейшей Девы Марии Сиона.
Сами же евреи считают, что Ковчег Завета найдется лишь после того, как будет выстроен новый, уже Третий Иерусалимский Храм.
Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.
Автор:
Марина Сливина, для IsraLove
|
|