Маленькая, но очень необычная страна
Изображение:
pixabay
На земле есть одна маленькая страна, которая чуть ли не постоянно находится в центре мирового внимания. Этого внимания ей достается, пожалуй, даже больше, чем самым крупным странам.
Многое в ней неоднозначно. Даже площадь. В разных справочных источниках указывается, что площадь Израиля равна 14, или 18, или, по другим данным, 20, а то и 22 тыс. км2 . Правда, даже в последнем случае, территория Израиля почти на треть меньше акватории Байкала. Если еще учесть, что половину этой страны составляет пустыня, то, конечно, Израиль - очень маленькая по «жилой площади» страна, но с большими амбициями, грандиозными достижениями и многими тайнами. Есть неоднозначность и в расположении столицы этого государства. Правительство, президент, парламент размещаются в Иерусалиме. Принят даже в 1980 г. специальный закон кнессета (парламента Израиля) об Иерусалиме - столице Израиля. А вот большинство стран мира считают столицей Тель=Авив, где и размещены их посольства. Правда, в Тель=Авиве находятся два министерства – сельского хозяйства и обороны Израиля. Точнее, как говорят знающие люди, в комплексе зданий без вывесок в центре Тель=Авива у всего мира на виду размещается Генеральный штаб Министерства обороны. Конечно, лучшего места для Генерального штаба Министерства обороны страны, находящейся в состоянии перманентной войны, найти было нельзя.
Это государство существует с 1948 г., а вот конституции оно так и не имеет. Здесь церковь не отделена от государства. Эта маленькая страна является центром сразу четырех мировых религий – иудаизма, христианства, мусульманства и бахаизма (изумителен по красоте чудный сад храма Бахаев в Хайфе). Несмотря на очень высокий средний образовательный уровень жителей, атеистов здесь, вроде как нет. Они находятся, возможно, где-то среди 4% населения, относящихся по официальной статистике к «прочим» религиям.
Удивителен для нас и тот факт, что предыдущий президент Израиля сидит в тюрьме. Причем, как считают многие, посажен он был несправедливо. Для нас же более привычно, что суды несправедливы к простым гражданам.
Израиль - страна с непривычно жарким для россиян климатом. С мая по сентябрь, как остроумно заметил израильский пенсионер, бывший сотрудник Сибирского энергетического института СО РАН Борис Насвицевич, в Израиле наступает «отопительный сезон». Температура воздуха нередко повышается до 40 градусов Цельсия. Причем в этой шутке, об отопительном сезоне, только доля шутки: в летнее время в Израиле сильно возрастают расходы электроэнергии в связи увеличением ее потребления на охлаждение воздуха в помещениях. Это подобно сезонному росту энергопотребления в России зимой в связи с ростом потребности в теплоэнергии на отопление.
Уместно будет отметить, что в Израиле, при его жарком климате, совсем нет кондиционеров. Точнее, устройства, которые называются везде кондиционерами, в Израиле называются по-другому – мазганы. И это слово как-то удивительно хорошо запоминается.
Дело в том, что язык иврит начал активно возрождаться только сто лет назад. И процесс его воссоздания активно идет в настоящее время. Имеется специальный институт, занимающийся формированием языка, введением новых слов и наблюдением за тем, как эти слова приживаются. Причем, поскольку самые последние достижения в развитии иврита даются, конечно, в школах, иногда взрослые консультируются по словоупотреблению и языковым нормам у своих детей-школьников.
Армия Израиля отличатся не только превосходным вооружением, но и тщательностью планирования проводимых операций, высокой оценкой жизней своих солдат. Мне говорили, что в израильской армии офицер может понести наказание, вплоть до понижения воинского звания, за хорошо прошедшую операцию, если она прошла не по тому плану, что был изначально разработан. Израильский солдат, попав в плен, имеет право, ради сохранения жизни, давать правдивую информацию врагу. Он, по действующим правилам, не должен нести за это наказание. И это никак не противоречит патриотизму израильтян.
Практически все израильтяне проходят службу в армии. Не служат арабы палестинцы и ортодоксальные, посвящающие свою жизнь служению иудаизму, евреи. Некадровые офицеры служат четыре года, парни с 17 лет – три, девушки с 17 лет - два года. На улицах Израиля часто можно встретить юношей и девушек в военной форме, с вещевыми мешками и оружием. Хотя они (по сути, еще дети) выглядят бодро и даже весело, смотреть на них почему-то грустно.
Мужчины после службы в армии затем регулярно проходят военные сборы. И хотя в прессе и в приватных беседах можно встретиться со скептическими замечаниями по поводу излишних привилегий и льгот для высшего офицерского состава, больших трат из госбюджета на это, армия в Израиле пользуется большим авторитетом.
В этой стране еврею трудно объяснять неудачи в его жизни антисемитизмом властей и окружающих. Хотя антисемитизма здесь, в своеобразной форме, пожалуй, больше, чем в каком - либо другом месте на земле – речь идет о накопленной неприязни друг к другу двух семитских народов на территории Израиля – арабов и евреев.
В Израиле официально два государственных языка - иврит и арабский. Надписи и объявления часто дублируются на обоих языках, хотя, безусловно, превалирует иврит. Язык для международного общения – английский.
На роль государственного языка, на мой взгляд, здесь вполне бы мог претендовать русский. По разным оценкам, на нем хорошо говорит четвертая или пятая часть населения – эмигранты из бывшего СССР, что сопоставимо с долей арабского населения. Уместно напомнить, что, например, идиш до Великой Отечественной войны был третьим государственным языком в Белорусской ССР. Многие эмигранты не только из стран СССР могут говорить на русском, что они охотно и делают. Некоторые, особенно в торговле и обслуживании, специально изучают русский язык.
Хотелось бы особо отметить гостеприимство наших бывших соотечественников в Израиле, их большой интерес к событиям в России. Все это очень перспективный и, увы, пока плохо используемый ресурс для усиления экономических связей России и Израиля.
Удивительно, хотя кругом слышна русская речь, но в национальном составе жителей государства русских по данным статистики, вроде как и нет. Сначала идут две «титульные нации». Евреи по официальным данным составляют более трех четвертых населения. Арабы составляют примерно пятую часть.
Затем идут друзы. Хотя вроде они и арабы и мусульмане, но их выделяют как особую нацию, с особой религией. Они служат в Армии Самообороны государства Израиль. Отдельно выделены бедуины - они, конечно, бесспорные арабы, но в Израиле находятся несколько отдельно от арабов палестинцев и примерно половина из них проходит службу в армии Израиля. После идут армяне, черкесы (которых президент Республики Ичкерия Кадыров предложил считать чеченцами и … подарил им новую мечеть). А вот среди оставшихся где-то двух десятых процента населения, наверное, и затесались эти самые «русские».
Как-то, несколько лет назад, ко мне в дверь позвонила молодая девушка. Сообщила, что идет перепись населения. Посмотрела в свои бумаги и назвала мои паспортные данные. Все совпало. Затем, посмотрев опять в свои бумаги, сообщила, что меня нет! И ушла. А я остался в полном недоумении. Где-то так и с русскими в Израиле: вроде они везде, а по статистике их нет.
Конечно, многие эмигранты из СССР, в том числе «русские по паспорту», записаны в Израиле уже как евреи. Но среди эмигрантов было много и членов семей, не являющиеся евреями. Русские евреи только «по отцу» уже не попадают в разряд израильских евреев. Как заметил М.Жванецкий – это в СССР они были евреями, а там они стали русскими (или украинцами, белорусами и т.д.). И далеко не все из них прошли сложную процедуру обращения в иудаизм. Куда подевалась эта многочисленная часть народа государства Израиль?
Население Израиля неоднородно. Во-первых, все проживающие евреи делятся на несколько групп по времени проживания. Эта «сословность» проявляется в некоторых второстепенных привилегиях и правах.
Существенно разделение людей по происхождению. Здесь, прежде всего, выделяются два крупных субэтноса – сефарды и ашкенази. Первые происходят от евреев, проживавших в Испании, когда ею владели арабы. Вторые – восточноевропейские евреи, для которых родным был идиш, язык близкий к немецкому (отец моего одного хорошего знакомого считал, что немецкий является искаженным идишем). О том, что это конкурирующие сообщества, свидетельствует тот факт, что в Израиле сейчас два главных раввина – один - сефардский, другой – ашкеназский. Противоречия этих двух субэтносов проявляются иногда в прессе и через межпартийную борьбу. Много лет существовала партия с гордым названием «Сефарды – хранители Торы». В последние годы создана и успешно проявила себя партия «Наш дом – Израиль», которую оппоненты не без оснований называют иногда в полемическом задоре «Наш дом – Россия», а то и в рифму «Наш дом Газпром».
Существуют и другие субэтнические еврейские сообщества, которые поддерживают тесные внутренние контакты. Это иранские евреи, кавказские, бухарские и др. Особо заметны эфиопские евреи. По эфиопским преданиям, царица Савская, после посещения Иерусалима и знакомства с царем Соломоном, основала династию, от которой и пошли чернокожие евреи.
Арабское население Израиля также неоднородно. Около 20% арабов являются христианами. В последние годы их численность сокращается из-за активной эмиграции. Арабы мусульмане в основном являются суннитами. Особую ветвь мусульманской религии, происходящую от исмаилитов, исповедуют друзы. Надо сказать, что в вузах Израиля нередко встречаются студенты=арабы (точнее, заметны арабки-студентки, поскольку они выделяются своей одеждой).
В настоящее время жители Израиля имеют наивысший уровень жизни среди всех стран Ближнего Востока. Израиль – безусловный лидер по экономическому, научно=техническому развитию, по образованию, взаимодействию с экономически развитыми странами. И кто знает, может быть, в будущем, как это ни странно кому=то покажется ныне, Израиль станет лидером в процессе экономической интеграции и ускоренного развития этого региона?
Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.
Автор:
Валерий Зоркальцев
|
|