Наиболее почитаемым местом Израиля для евреев считается Храмовая гора над старым Иерусалимом. Это природное образование с максимальным возвышением над уровнем моря в 774 метра стало самым священным объектом для мирового иудаизма. Причиной этому послужили ряд библейских и исторических событий, произошедших здесь.
Однако наиболее важным фактором почитания горы является нахождение на нем в разные годы Первого и Второго Иерусалимских Храмов. Каждый из них просуществовал сотни лет и был разрушен завоевателями. Но все евреи считают, что на горе в будущем обязательно будет возведен новый Третий Храм, который превратится в духовный центр не только для евреев планеты, но и всех других народов.
Период Первого Храма
Начало известности Храмовой горы положил царь Давид, выкупивший эту территорию у иевусея Аравны. Для этого был организован сбор средств, причем каждое из колен Израиля внесло в общую сумму свою часть. Только выкупом участка земли Давид не ограничился и возвел на горе жертвенник Богу Израиля. Продолжил строительство Соломон – его сын, унаследовавший израильский престол. Благодаря его стараниям на горе был воздвигнут Первый Храм, который стал не только главным культовым местом страны, но и законодательным центром, а также территорией, где располагался Верховный Суд государства.
В плане проведения обрядов здесь существовала жесткая традиция. Тут проводились ежедневные службы, сопровождавшиеся жертвоприношениями, а трижды в год, в периоды главных еврейских праздников, в Храм должны были приходить все мужчины. Первый Храм просуществовал 403 года, пока в 422 году до н. э. не был разрушен войсками вавилонского царя Навуходоносора в отместку за восстание, организованное Седекией. К этому времени Иудея превратилась в слабое, зависимое от Вавилона образование, не ведущее собственной внешней политики.
Попытка каким-то образом изменить этот статус привела к череде восстаний, итогом которых стало сначала пленение нескольких иудейских царей, а впоследствии и значительной части людей Иудеи. Таким образом, еврейский народ на долгие десятилетия был подвергнут пленению, получившему название «вавилонского». В это время ссылке было подвергнуто до 10% от общего числа жителей. Только после того как Вавилонская империя была разрушена персами и на престол взошел Кир II Великий, положение изменилось. По его приказу была озвучена Декларация о восстановлении Иерусалимского Храма, а в Иудею начали возвращаться сосланные евреи.
Период Второго Храма
Возрождение главного символа Израиля началось после возвращения евреев из вавилонского плена. Возводить Второй Храм на месте разрушенного начали Зирубавель бен-Шеалтиэль совместно с первосвященником Йеошуа бен-Яхоцодаком. Работы по восстановлению Храма велись довольно долго, включая в этот срок длительный 16-летний перерыв. Тем не менее, он был построен и освящен, вновь вернув себе статус главного религиозного, общественного, законодательного и судебного органа.
Не слишком изменил положение дел и тот факт, что территория Иудеи перешла под протекторат империи Александра Македонского. Несмотря на то, что при нем именно греческая культура и мифология были объявлены главенствующими, верования евреев не подвергались дискриминации. Важно было только то, чтобы элементы еврейской культуры гармонично вписывались в эллинское ядро. Такое состояние дел продолжилось и после распада империи Александра на отдельные царства, когда Иудея сначала отошла к Египту, а после стала частью Сирийского царства.
Однако пришедший на трон в Сирии царь Антиох IV Епифан попытался искоренить сложившуюся традицию. Этот восточный деспот решил отменить положения еврейской религии, сделав обязательными эллинские традиции. В попытке сделать это по приказу Антиоха IV Епифана Иерусалимский Храм был осквернен. В нем устроили жертвенник Зевса – главного эллинского бога. Такое надругательство над своими святынями побудило евреев поднять восстание, в результате чего войска сирийского деспота были изгнаны из Иерусалима, а Храм отремонтирован и вновь освящен.
Новая реконструкция Храма была предпринята во времена правления царя Ирода и его сыновей Агриппы I и Агриппы II. Благодаря этим работам используемая площадь Храмовой горы была расширена и частично изменена топография местности. Все мешающие скальные участки были снесены, а углубления засыпаны. Там, где это требовалось, установили крепкие подпорные стены. Проведенные Иродом реконструкционные работы превратили Иерусалимский Храм в необыкновенно красивое архитектурное сооружение, поражавшее воображение современников.
О грандиозности проведенных работ свидетельствуют сохранившиеся до наших дней остатки стен, высота которых в некоторых местах достигает 45 метров, и восточные ворота. К сожалению, судьба отремонтированного Храма оказалась недолгой. Во время разразившейся Иудейской войны римские войска под предводительством Тита превратили его в руины. Потери еврейского народа в период военных действий были огромными. Только во время боев погибли не менее 600 тыс. человек, а количество умерших от голода и проданных в рабство вообще не поддается подсчету. Впоследствии бывшие рабы стали ядром еврейской диаспоры вне пределов Иудеи.
Значение Храмовой горы
Трудно переоценить значение Иерусалимского Храма для евреев. С ним и Храмовой горой в иудаизме связаны многие мифологические и реальные истории, начиная от библейского сотворения человека до современных дней. Издревле Храм служил единственным разрешенным местом, в котором могли производиться жертвоприношения Единому Богу, а также объектом, куда трижды в год стекались паломники из всей страны в период основных еврейских праздников: Песах, Шавуот, Суккот.
Помимо этого Храмовая гора считается для евреев самым святым местом. Это выражается даже в проведении молитв религиозными иудеями. Во время них при нахождении в другой стране евреи поворачиваются лицом в сторону Израиля. Если они живут в Израиле, то поворачиваются в сторону Иерусалима, а жители Иерусалима – лицом к Храмовой горе. Практически каждый еврей верит, что в будущем обязательно на месте разрушенного будет отстроен Третий Храм, который объединит под своей сенью все человечество, став его духовным центром.