Откуда взялись евреи в Эфиопии?
Изображение:
архив
Существует две версии о появлении там евреев: мифологическая и научная. Согласно первой из них, эфиопская еврейская группа является наследниками прямого потомка царя Соломона и царицы Савской Меакеды. По легенде сын царской четы, известный как царь царей Менелик I, после того как был помазан на царство, отправился на юг Аравийского полуострова в регион Саба. Вместе с ним туда ушли довольно знаковые для Израиля люди: сын первосвященника Цадока Азария и 12 старейшин, захвативших с собой еще и свои семьи. Если исходить из этой версии, то эфиопские евреи являются прямыми потомками очень знатных людей.
Правда, есть и научная теория, утверждающая, что эфиопские евреи являются представителями местной народности, относящейся к группе племен агау. Они издревле проживали в северных регионах страны, причем еще до того момента, как в 1 тысячелетии до н. э. туда из Южной Аравии переселились некоторые семитские племена. И вот здесь у ученых начинаются расхождения во взглядах.
Согласно одной теории, вновь подтверждается мифологическая версия, когда иудаизм в Эфиопию принесли выходцы из Южной Аравии, в том числе и некоторые евреи, как-то оказавшиеся там и постепенно ассимилировавшиеся среди местного населения. Частично эту точку зрения ученых поддерживает версия появления иудаизма через Египет. До какой-то степени это подтверждается тем, что в IV—V веках иудаизм в этих краях уже имел широкое распространение.
Кстати, считается, что именно этот факт стал причиной серьезной войны между представителями обращенного в христианство Аксумского царства и последователями иудаизма. Последним вследствие гонений пришлось покинуть прибрежные регионы и отступить в горы, расположенные севернее озера Тана. Кроме того, сюда же в VI веке были отправлены пленные евреи, захваченные в ходе похода 525 года против химьяритского царя Юсуфа Зу Нуваса. Растворившись среди местных иудеев, они, по всей вероятности, сформировали общину бета-Исраэль, в дословном переводе «дом Израиля».
Местные теологи-христиане придерживаются иной версии. По их мнению, еврейская религия, принятая населением для себя в качестве основной, стала просто ответвлением от эфиопского христианства, испытывавшего значительное давление со стороны иудаизма. Определенным подтверждением их мнению служат антропологические показатели представителей фалаша, их язык и одежда.
Антропологический тип этой этнолингвистической группы евреев ничем не отличается от других абиссинских народностей, особенно племени агау. Еврейский язык для них не знаком, а Танах ее представители изучают на геэз – основном языке эфиопской христианской церкви. Кроме того, эфиопские иудеи заимствовали у христиан многие религиозные особенности и полностью зависят от христианской церкви в библейских текстах.
Возможно, истина появления иудеев в Эфиопии кроется где-то посередине. Учитывая, что они не знакомы с Талмудом, праздником Пурим и рядом других сравнительно поздних обычаев, туземное племя фалаша, действительно приобщилось к еврейской религии очень давно. Возможно, от переселенцев из той же Южной Аравии. Однако потом они оказались практически полностью отрезанными от остального еврейского мира, поэтому им пришлось каким-то образом налаживать отношения с местными христианами.
В ходе ряда войн фалаша то теряли некоторые свои районы, то приобретали отпадающие от христианства области. В этих местах обе религии взаимно дополняли имеющиеся верования, что и стало причиной появления столь оригинальной местной версии иудаизма. Со временем община иудеев локализовалась в районе озера Тана, проживая примерно в 500 селениях, занимаясь в основном ремесленничеством и земледелием.
Возможно, они и продолжали бы там жить и дальше, если бы не внутренняя политика местных властей. От притеснений представителей фалаша спасло вмешательство Израиля, который в ходе спецопераций «Моисей» и «Соломон» эвакуировал большую часть эфиопских иудеев на свою территорию. Сейчас в Эфиопии проживают всего лишь пара тысяч иудеев, которые израильские власти планируют переправить на историческую родину.
Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.
Автор:
Марина Сливина, для IsraLove
|
|