Может показаться удивительным, но этот человек нотной грамотой владел лучше, чем азбукой. Его успехи, особенно в начальный период творческой деятельности, регулярно чередовались с неудачами. Тем не менее, данный факт не помешал ему стать одним из наиболее востребованных и популярных музыкантов в США, а также обладателем сразу 6 наград «Грэмми». Кроме того, после длительной паузы он первым приехал с концертами в Советский Союз, приоткрыв его жителям доступ к живой западной культуре. Имя этого исполнителя песен и музыканта – Билли Джоэл.
Начало жизненного пути
Конечно же, это творческий псевдоним шоумена. Полное имя, записанное в документах, звучит как Уильям Мартин Джоэл. Будущий маэстро увидел свет в начале мая 1949 года в Нью-Йоркском районе Бронкс в еврейском семействе. Дедушка по отцовской линии Карл Йоэль был текстильным магнатом, однако семья мальчика жила небогато. Ховард Джоэл, отец будущего певца, в свободное от работы время любил музицировать на фортепиано, исполняя классические музыкальные произведения.
Вовсе неудивительно, что он принял решение и своего 4-летнего сынишку отдать обучаться игре на данном инструменте. Данная ситуация не осталась незамеченной соседскими мальчишками, которые начали дразнить Уильяма, а порой даже поколачивать. Чтобы постоять за себя в подобных ситуациях, начинающий музыкант отправился в школу бокса, где занимался довольно длительное время. Он достиг определенного спортивного уровня, участвовал в 22 поединках на ринге. Карьера юного боксера завершилась после сломанного носа.
Общее образование Уильям получал в Хиксвильской школе, однако здесь его успехи были менее значимыми. Учился парень неважно, отдавая все силы музыке и боксу, а после того как отец развелся с матерью и уехал к своим родственникам в Австралию, образовательный процесс для парня и вовсе остановился. Уильяму пришлось наняться в качестве тапера в бар, чтобы заработать хоть какие-то средства для семьи. Фактически это стало стартом его музыкальной карьеры.
Билли Джоэл и музыка
16-летнего парня, неплохо играющего на пианино, вскоре заметили и предложили стать членом уличной группы музыкантов, именовавшейся The Echoes. Это может показаться невероятной удачей, но вскоре о ней узнали в Нью-Йорке. Получив определенную известность, начинающий музыкант вовсе забросил обучение в школе, полностью сосредоточившись на исполнительском искусстве. К слову сказать, аттестат об образовании он получил, правда, произошло это лишь в начале 1990-х.
Увы, успех оказался недолгим, и вскоре Джоэл ушел в ансамбль The Hassles. Однако и здесь музыканты не получили признания, поэтому в 1969 Билли и его товарищ Джон Смолл создали дуэт Attila и стали исполнять необычный психоделический рок. Молодые музыканты даже ухитрились создать собственный альбом, записав его на студии Universal. Однако ни один диск в продажу так и не попал.
Кроме того, Джоэл влюбился в супругу своего напарника, разбив их брак. Элизабет стала первой, но не последней из жен музыканта. А творческий дуэт Attila распался. Пройдя через череду неудач, музыкальная карьера Джоэла зашла в тупик. Потеряв ориентир в жизни, молодой человек впал в депрессию. Он решил покончить с собой, для чего выпил целую бутылку мебельного лака. К счастью, медики сработали хорошо и быстро. Жизнь музыканту-неудачнику они спасли, правда, на неделю определили его в психиатрическую больницу.
После лечения Джоэл сумел пересмотреть свою жизнь, занявшись сольными выступлениями. Слабо разбираясь в тонкостях ведения бизнеса, он поначалу подписал крайне невыгодный контракт с практически неизвестной компанией Family Productions, вынужденное сотрудничество с которой продолжалось до 1987 года. В 1971 был записан дебютный сольный альбом музыканта «Cold spring Harbor». Однако он получился бракованным и в продажу не поступил.
Оскорбленный музыкант прервал отношения с продюсером Арти Рипом, собственником Family Productions, и сбежал в Лос-Анджелес, где тайком стал работать пианистом в баре «Executive Room». Несколько изменив собственное имя, он играл там порядка 6 месяцев. Этот жизненный период исполнитель запечатлел в будущем хитовой композиции 1973, названной «Piano Man». Однако годом ранее большую популярность получила песня Джоэла «Captain Jack», ставшая хитом на филадельфийской радиостанции WMMR. Именно в этот момент на многообещающего музыканта обратили внимание представители компании Columbia Records, сочтя его достойным конкурентом Элтону Джону.
В 1973 мир благодаря Columbia Records увидел альбом «Piano Man». Песня с таким названием стала своеобразной визиткой исполнителя, заняв достойное место среди 500 лучших композиций в перечне журнала «Rolling Stone». Однако следующий альбом «Streetlife Serenade» вновь вышел неудачным.
Возвратившись в Нью-Йорк, музыкант начал работать над новым сборником под названием «Turnstiles». И хотя песня из него под названием «New York State of Mind» впоследствии стала своего рода гимном родного для Джоэла города, проект провалился. Успешным оказался лишь альбом 1977 года «The Stranger». Его популярность была настолько оглушительной, что количество только проданных дисков достигло 7 млн. экземпляров. При создании данного сборника впервые «засветился» продюсер Фил Рамон, с которым музыкант проработал целое десятилетие.
Утверждение статуса суперзвезды
Новый 1978 год принес очередную победу. Студийный альбом «52nd Street» в продолжение 8 недель занимал высшую ступень рейтинга Billboard 200. Его популярность была так высока, что за один месяц продаж реализовали 2 млн. дисков. А на подходе был альбом «Glass Houses», вышедший в 1980. Несколько смазал общий успех проект 1982 года «The Nylon Curtain», позитивно оцененный критиками, однако имевший весьма скромное количество дисков. Но уже альбом следующего года «Aninnocent Man» все возвратил на свои места. Песни из него становятся лучшими в хит-парадах США и Британии, правда, во многом успеху способствовало то, что вначале на лучшие его композиции были созданы видеоклипы, показанные по телеканалу MTV.
К 1986 у Джоэла готов новый альбом «The Bridge», в записи которого принимали участие уже несколько исполнителей. Именно с песнями из этого сборника Билли Джоэл в 1987 отбыл покорять сердца советских слушателей. Однако ситуация с этим турне оказалась неоднозначной. Концертных выступлений при полном аншлаге в различных городах прошло много, но певцу эта поездка принесла миллионные убытки и разрыв отношений с Филом Рамоном. Некоторым утешением мог служить только тот факт, что впоследствии видеозапись ленинградского концерта музыканта перезаписали на DVD и Blu-ray диски и в 2014 пущена в продажу.
До 1993 года Билли Джоэл активно занимался выпуском новых альбомов, однако потом он принял решение обратиться к классической музыке. До настоящего времени он строго придерживается своего обещания, хотя записи с других его концертов периодически появляются на рынке. Один из таких дисков вышел в 2000-м. здесь записан 3-часовый новогодний концерт Миллениума, данный Джоэлом в Мэдисон-сквер-гарден. И хотя ценители творчества мастера считают, что диск изрядно «подчищен», пресс-служба музыканта заявила, что запись абсолютно оригинальна.
Подтверждением того что Джоэл сосредоточился именно на классике, стал выход в 2001 студийного альбома «Fantasies & Delusions», заполненный только классическими композициями. Их исполнил музыкант корейского происхождения Ричард Чу, являющийся пианистом академического направления, лауреатом конкурса имени Стравинского. Сам же Джоэл отказался исполнять свои работы, ссылаясь на все еще плохо работающий сломанный еще в 1982 палец на левой руке. Кроме того, по мнению музыканта, его собственный стиль игры не годится для исполнения классических произведений.
Новые времена принесли и новые технологии. Сейчас маэстро выпускает бокс-сеты со своими записями, в составе которых не 1-2 пластинки, а сразу несколько концертов. Так, например, в 2007 свет увидел 3-дисковый бокс-сет, приуроченный к 30-летней годовщине выпуска альбома «Stranger». В нем помимо собственно сборника есть запись выступления 1977 года в Карнеги-холле, ранее не видевшая свет, и еще один диск с видео концертом 1978 года, сделанный для британского канала BBC.