По мнению известного психоаналитика Зигмунда Фрейда, еврейский юмор базируется на самоиронии. Насмехаясь над «своими», представители этой уникальной нации не злорадствуют, не занимаются самоуничижением, но стремятся посмотреть со стороны на собственные недостатки.
А ведь смех, как известно, является лучшим лекарством для лечения человеческих пороков.
В еврейском юморе часто встречается сочувствие, мягкость, что проявляется, в частности, в том, что в нем отсутствуют шутки и насмешки над телесными недостатками. Шлимазл – это просто неудачник.
Это, скорее всего, можно объяснить тем угнетением, которому подвергался еврейский народ в процессе своей тяжелой истории.
Единственным оружием, которым могли пользоваться евреи, оказывалась насмешка, а отрадой становился юмор, благодаря которому можно было переосмыслить свое положение, представив его в смешном виде.
Наверное, прав Шолом-Алейхем, говоривший, что еврей смеялся, чтобы не заплакать.