Рассказ о подвиге Шарля Азнавура и его семьи

Семейство Шарля Азнавура, спасшееся от геноцида армян, происходившего на турецкой земле, на протяжении всей жизни помогало людям, которые страдали от репрессий.

Рассказ о подвиге Шарля Азнавура и его семьи

В период Второй Мировой члены семьи будущего известного шансонье, спасали во Франции десятки людей разной национальности, включая евреев. Азнавур не принадлежал к еврейской нации. Но он попал в ее историю, потому что близкие ему люди, да и он сам в период фашистской оккупации в столице Франции уберегли от смерти множество евреев, предоставив им убежище в собственном жилище.

Семейство Азнавуров прибыло на французскую землю в 1922 после страшной трагедии 1915 года, резни армян в Турции, которую назвали геноцидом армянского наряда. И хотя данное событие не получило однозначной оценки в мире, но именно оно стало тем обстоятельством, которое позволило родственникам Азнавура и ему самому глубоко проникнуться трагическими событиями Холокоста. Зная не понаслышке о геноциде собственного народа, они решили оказывать помощь всем людям разных национальностей, включая евреев, страдающим от насилия.

Его маму, в девичестве Кнар Багдасарян, часто называли турчанкой, хоть происходила она из армянской семьи купцов, которая жила в турецком городе Измире. В дальнейшем ее сына Шарля, армянина по национальности, именовали французом, считали символом культуры европейской страны. Кстати, отец знаменитого певца Мамикон Азнавурян появился на свет на грузинской земле, где притеснений армянского населения не было.

Невзирая на пережитое горе, мать не испытывала ненависти к жителям Турции. Она вспоминала турецких женщин как отличных хозяек, умеющих обустроить быт, приготовить вкусные блюда, восхищалась их самобытной красотой.

Франция для семейства Азнавуров планировалась как своего рода гавань, откуда они хотели попасть в Америку. В течение года родители пытались разъяснить ситуацию по поводу своего гражданского статуса. Однако в парижской префектуре мало понимали, кто они такие и чего хотят, хотя на тот момент в городе проживало около 50000 армян.

Но все же один из красивейших городов мира брал свое. От бессмысленности происходящего и потраченных нервов от непонимания чиновников спасала удивительная красота Парижа и разнообразие его жителей. Соседями Азнавуров были русские, евреи, итальянцы, поляки и, безусловно, армяне. Они поддерживали друг друга в нелегкой эмигрантской судьбе, делились необходимыми новостями.

Ко времени рождения будущей знаменитости его семья передумала ехать в Америку, хотя уже получила на это разрешение. 22 мая 1924 свет увидел тот, кому суждено будет покорить мир неповторимым голосом. Поначалу его назвали Шанур, но французская медицинская сестра решила, что имя написано с ошибкой, исправила ее, явив миру Шарля. В этот же день произошло еще одно событие: отец Мамикона, бывший повар тифлисского губернатора, открыл небольшой ресторанчик. Позднее и сам отец Шарля продолжил ресторанный бизнес в заведении, где готовили блюда кавказской кухни.

С детства Шарль проявлял творческие способности, обучаясь в артистической школе, выступал в различных знаковых местах Парижа: залах «Йена», Научного сообщества, пробовал петь. В 9 лет исполнил номер, названный французами «русским танцем», благодаря которому был приглашен для выступлений в театр «Пти Монд». Причем, Шарль и его мама, поначалу очень расстроились, как им казалось, безучастностью комиссии. Однако позже они получили письмо сообщением об успешном прохождении конкурса «маленьким кавказцем».

Члены семьи Азнавуров в 1936 посещали пикники, которые организовывала французская компартия. Там они показывали свои таланты: отец исполнял песни, Шарль и его сестра Аида танцевали, подпевая своему родителю. Кроме того, традицией таких необычных заседаний был просмотр советских кинофильмов. Там подросток смотрел фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», М. Ромма «Ленин в Октябре», Г. Козинцева «Юность Максима», приобщаясь к искусству кино. В то время молодой человек убежден был в победе революции. На пикниках Азнавуры подружились с Мисаком Манушяном, принимавшим деятельное участие в работе Союза армянской молодежи во Франции.

Отец Шарля ушел на военную службу. Семья, провожавшая его на вокзале, получила указание оставаться в Париже. Оккупация города привела к тому, что на его окраинах практически не было видно людей, хотя в центре жизнь продолжала бурлить. Юноша как мог помогал маме зарабатывать на пропитание. Он продавал газеты, бракованные чулки, доставшиеся по случаю, занимался обменом вещей на еду, и даже вместе с товарищами подбирал брошенные велосипеды, чтобы со временем их покрасить и продать. Жизнь была нелегкой. В тот период Шарль начал понимать, что немцы пришли их поработить, прикрываясь приобщением, к так называемой, цивилизации. Горько было видеть, как чужеземцы оскверняли своим присутствием землю французской столицы.

Однажды вечером возвратился домой отец, чудом избежавший немецкого плена. Он был возбужденный, со всколоченными волосами. С его приходом дом начали посещать участники «группы Манушяна», которая в тот период стала составной частью движения Сопротивления. В ней были представители разных национальностей: польской, немецкой, итальянской, французской, еврейской. Практически все они погибли от рук нацистов. Семейство Азнавуров посильно помогало евреям, которые больше всего испытывали на себе тяготы оккупационного режима, антифашистам, скрывавшимся от преследователей, армянам и русским, завербованным насильственным путем в немецкую армию и умудрившимся сбежать. Последние прямо в доме, расположенном на улице Наварен, снимали военную одежду, переодеваясь в гражданские вещи. Шарлю дали поручение избавляться от формы беглецов. Азнавуры находились под пристальным вниманием полиции и гестаповцев. Несколько раз стражи порядка посещали их жилище, но ничего противоправного не находили. У семьи были отличные соседи и друзья, которые предупреждали об опасности. Правда, Мамикону все же пришлось однажды покинуть дом и укрыться в Лионе у родственников. Там он отсиживался, пока все не улеглось. Интересно, что порой в семье даже не знали имена людей, которым приходили на помощь. Их дальнейшая судьба также была не известна.

Эти воспоминания Шарль оставил в своих мемуарах. Возможно, они бы не стали широко известны, если бы не вручение знаменитому шансонье и его сестре Аиде осенью 2017 в Иерусалиме медали Рауля Валленберга. Данная весомая награда IRWF была дана за значительные усилия семейства Азнавуров в помощи людям, которые преследовались нацистами, их пособниками в страшные времена фашистской оккупации Франции.

Медаль была лично вручена именитому артисту израильским президентом Р. Ривлиным, за что Азнавур чистосердечно поблагодарил его. Впрочем, шансонье не смог удержаться от вопроса, отчего власти Израиля не признают геноцид армян. Глава государства ушел от ответа, указав, что вопрос носит политический характер. Сам же известный шансонье во время вручения медали отметил, что Холокост мог не случиться, если бы в мире признали геноцид армян.

В память о людях армянской и еврейской национальности, пострадавших от тирании, делегация, в составе которой находился и знаменитый певец, посадила близ селения Неве-Шалом оливы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *