Сол Юрок: Великий импресарио и отец американского шоу-бизнеса

Сол Юрок: Великий импресарио и отец американского шоу-бизнеса

Этого уроженца провинциального малороссийского городка не просто знали, а посвящали ему свои поэтические строки знаменитый поэт Евтушенко и гениальный музыкант М.Ростропович. С ним общался И.Сталин, лично давая ему поручение о передаче секретного послания именитому певцу Ф.Шаляпину. Именно он мог спокойно организовывать гастрольные поездки «красного» советского балета на американской земле, «раскручивая» его в США. Ему принадлежит открытие таких звезд хореографии как А.Дункан и Р.Нуриев, знаменитой чернокожей певицы Мариан Андерсон. Это не кто иной, как легендарный импресарио Сол Юрок.

Начало жизни

Соломон родился в апреле 1888 года в небольшом малороссийском местечке Погаре, в то время относящегося к Черниговской губернии, в еврейском семействе торговца тканями Израиля Гуркова и домохозяйки Анны Шрим. Тогда в голову лавочника не могла прийти мысль о том, что его 3-й сын станет вершителем судеб творческих людей всего мира.

Жизнь текла своим чередом: учеба в школе при синагоге, чтение книг, которые бесплатно брались в большой библиотеке богатого еврея Мовшица, посещение театра, дававшего свои представления в складском здании купца Брука. Монотонная тихая жизнь заштатного городишки угнетала юношу. Правда, было у него страстное увлечение – народная музыка и песни, которые он мог слушать часами.

Отец видел Соломона продолжателем своего дела, поэтому и выделил ему по тем временам громадную сумму 1000 рублей, отправив проходить обучение в коммерческом училище г. Харькова. Однако сын ослушался своего родителя, спустив практически все деньги.

Трудные годы в США

В 1906 он рванул вместе со своей возлюбленной Тамарой Шапиро в Америку. Девушка стала женой Соломона, сменив имя на Мари, родила ему дочку, но, по словам Соломона, хоть и была прекрасной женщиной, но так и осталась, по сути, жительницей Погара.

А вот сам молодой человек смог стать американцем. Он нисколько не жалел потери своей провинциальности. Росчерком пера миграционного чиновника смущенный паренек, не знающий ни одного английского слова, стал Сол Юроком.

От отцовских денег у юноши осталось 3 рубля, обменянных им на 1, 5 доллара, которых едва хватило, чтобы доехать до Филадельфии, где жили дальние родственники. В течение полутора лет Сол трудился разносчиком прессы, мойщиком бутылок, кондуктором трамвая, бродячим торговцем. Всего же, по его воспоминаниям, сменил 18 работ, которые из-за плохого владения английским приносили ему в основном неприятности: от простого увольнения до обливания водой. Кстати, проблемы с языком оставались у Юрока до его последних дней.

Сол Юрок: Великий импресарио и отец американского шоу-бизнеса

После филадельфийских скитаний молодой человек отправился в Нью-Йорк, там устроился работать за мизерную плату в магазин и вступил в соцпартию. Он стал активно продвигать идеи социалистического равенства, популяризируя их. Вот тогда-то Сол Юрок открыл прием участия артистов для вовлечения людей в партийные ряды. Соломон сумел убедить скрипача Ефрема Цимбалиста, уже имевшего в те годы немалую популярность, выступить на партсобрании. Это возымело свое действие. Сол, взглянув на огромную толпу людей, пришедших на громкое имя музыканта, понял, что так можно зарабатывать деньги. Так Юрок, собирая небольшие концерты по выходным дням, стал делать свой пока что мелкий бизнес.

Счастливые проекты

А вот крупные дела начинающего импресарио ждали в 1922. Поистине «золотой жилой» стало для него русское балетное искусство, считавшееся элитным. Однако простая публика охотно шла на балетные выступления. Он открыл зарубежному зрителю выдающуюся русскую танцовщицу А. Павлову, организовав ее гастрольный тур. Балерина работала на провинциальных подмостках, порой в неприемлемых условиях, но ее выступления принесли славу и деньги.

Вторым «золотым» проектом стало турне по Европе и США русского поэта Есенина, знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан и ее 20 учениц. Полсотни их выступлений Юрок оценил в 40000 долларов. Этот весьма выгодный проект стал весьма хлопотным для его организатора. Виной всему были непростые отношения Дункан и Есенина, а также то, что за границей юный гений, обожаемый русской публикой, не имел в отличие от Дункан такого пьянящего поклонения.

Однако Юрок, общаясь с темпераментными звездами, прошел отличную школу человеческих отношений. Первым уроком, по словам импресарио, было проявление сочувствия к их порой абсурдным капризам.

Третьим проектом Юрока стала организация гастрольной поездки знаменитого Ф. Шаляпина, обладавшего высоким басом, пленявшего слушателей. Импресарио имел печальный опыт общения с этим певцом. Регулярно приглашая артиста, Сол не получал от него даже писем отказа. Однажды в 1915 Шаляпин пригласил Юрока во Францию. Воодушевленный импресарио помчался туда, но безрезультатно. Оказывается, это была шутка. Именитый певец даже не думал о поездке в Америку.

И вот в 1922 Юроку все же удалось заключить контракт с Шаляпиным. Заработок его оказался немалым, однако и нервов Сол потратил предостаточно. Шаляпин капризничал, отказываясь петь. Так было сорвано несколько выступлений. Однако Юроку все же удалось найти способ уговорить норовистого артиста и умело выстроить рекламную компанию. Концерт Шаляпина в Метрополитен-опере имел громаднейший успех. Впоследствии американские гастроли гениального певца организовывал только Юрок.

Слава первого импресарио мира

Удачные проекты несостоявшегося провинциального торговца способствовали успешному продвижению его бизнеса. Юрок теперь уже по всему миру собирал будущих звезд. Причем делал это безошибочно, буквально навязывая неизвестных артистов хозяевам концертных площадок.

Сол Юрок: Великий импресарио и отец американского шоу-бизнеса

Он сумел «раскрутить» даже темнокожую певицу Мариан Андерсон, хотя сам слабо верил в ее успех, ведь в США были весьма сильны расистские настроения. Вашингтонские владельцы концертных залов категорически не принимали негритянку. Тогда импресарио принял решение о выступлении Мариан на открытой площадке Мемориала Линкольна. На триумфальный концерт темнокожей певицы пришло больше 75000 человек.

Где только не находил Юрок талантливых исполнителей: в европейских странах, в Южной Америке. Но главным его открытием для американских зрителей стало советское искусство.

Сотрудничество с СССР

В начале работы с советским государством Юрока представили его руководителю И. В. Сталину. Тот попросил импресарио уговорить Шаляпина, сбежавшего за границу, возвратиться на родину. По всей видимости, просьба вождя была выполнена. Это позволило Юроку напрямую работать с советскими артистами. А вот родные места ему посещать не разрешали. Только раз Солу дали возможность увидеться с матерью и другими родственниками, да и то в Минске.

Благодаря Юроку в США побывали многие театры (Большой, имени Кирова, МХАТ, Сергея Образцова), исполнители (Э.Гилельс, С.Рихтер, Л.Зыкина), творческие коллективы (ансамбли Моисеева, «Березка»). Свое фото с автографом в стихах легендарному импресарио преподнес М.Ростропович.

Внезапная смерть в офисе Рокфеллера

Конечно же, успешная деятельность Юрока раздражала многих. В его офисе в начале 1970-х взорвали бомбу, что привело к гибели одной сотрудницы и ранению 13 человек, включая и самого Сола.

Но ничто не могло остановить великого импресарио. Он был полон грандиозных замыслов, касающихся организации потрясающего шоу «Нуриев и его друзья».

В начале марта 1974 Сол отправился к Д.Рокфеллеру для подписания договора о финансировании данного проекта. Но внезапная смерть из-за обширного инфаркта не позволила реализовать задуманное.

На родине великого импресарио, считавшего, что Россия и США должны учиться жить и трудиться вместе, открыта мемориальная доска в его честь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *