Марк Антокольский – слишком смелый еврейский скульптор

Марк Антокольский - слишком смелый еврейский скульптор

Как же часто такое бывает у талантливых людей. Поначалу их труды никто не замечает, потом вдруг приходит озарение, и те же самые работы становятся модными и востребованными, а спустя некоторое время об авторах снова перестают вспоминать, и они уходят из жизни забытые всеми. Но потом, как бы спохватываясь, люди вновь обращают внимание на работы ушедших мастеров, и даже начинают ревностно бороться за их творческое наследие. Нечто подобное произошло с Марком Антокольским, российским скульптором еврейского происхождения, больше прославившегося в Европе, чем в России.

Настоящее имя мастера – Мордух. Родился он 2 ноября 1843 года в пригороде Вильно Антокольно, по названию которого предки мальчика взяли себе фамилию, став Антокольскими. Сейчас Антокольно является одним из районов столицы Литвы Вильнюса. Семья, в которой родился маленький Мордух, была многодетной – 7 детей, и жила крайне небогато. Всю семью кормил небольшой трактир, который содержали родители.

Марк Антокольский - слишком смелый еврейский скульптор

Желание творить у мальчика проявилось довольно рано. Правда, первый опыт оказался не слишком удачным. Мордух разрисовал побеленную отцом печь, за что был серьезно наказан. Когда же мальчик дорос до возраста, когда он уже сам мог работать, отец отправил его в бригаду мастеров, которой руководил резчик по дереву, где занимались реставрацией костелов. Там было много творческой работы, связанной с вырезанием из дерева всевозможных фигур.

Со временем Мордух и сам превратился в мастера. Именно в этот период он создал свои первые серьезные работы – деревянный крест, взяв за образец картину Ван Дейка «Христос и Богоматерь», и портрет на кости виленского губернатора Владимира Назимова. Глава города и его супруга были настолько восхищены работой местного резчика, что уговорили отца Мордуха отправить его на учебу в столицу. Уже в Петербурге не слишком благозвучное для русского слуха имя Мордух Антокольский сменил на Марк, с которым и прожил до конца своих дней.

Наука молодому студенту давалась трудно, потому что ему параллельно с творчеством приходилось овладевать банальной грамотой. Он ведь даже русского языка не знал, общаясь дома исключительно на идише. Тем не менее, проблемы решались, а друзьями Антокольского стали студенты Репин и Крамской, впоследствии знаменитые русские художники. Марк поддерживал дружеские отношения и с другими творческими личностями, в частности, Модестом Мусоргским и Владимиром Стасовым.

Марк Антокольский - слишком смелый еврейский скульптор

Первыми работами Антокольского, отмеченными в академии, стали деревянный горельеф «Еврей-портной» и вырезанная из слоновой кости фигурка «Скупой». Марк был удостоен медали и получил стипендию – целых 29 рублей. Правда, эта микроскопическая сумма существенно не улучшила финансовое положение студента Антокольского, поэтому он не отказывался от дополнительной работы для частных заказчиков.

Марк Антокольский - слишком смелый еврейский скульптор

Весной 1868 молодой скульптор, даже не сдав выпускной экзамен в академии, уехал в Берлин, якобы для повышения уровня знаний. На самом деле причиной выезда в Германию стала его первое крупное произведение – «Нападение инквизиции на евреев». Оно было крайне неоднозначно встречено профессорами учебного заведения, и Марк стал опасаться, что ему не дадут успешно сдать экзамен. Но и среда германских академиков оказалась достаточно консервативной, поэтому, пробыв в Берлине всего полгода, Антокольский вернулся в Петербург.

Дома продолжала кипеть творческая жизнь. В академии начали подготовку к проведению традиционного конкурса. Студенты заведения должны были максимально лаконично изобразить некоего героя, масштабного и актуального. Антокольский выбрал царя Ивана Грозного. К сожалению, в финал конкурса его работа не попала по причине незавершенности. Марк закончил ее лишь в начале 1871 года.

Марк Антокольский - слишком смелый еврейский скульптор

Удивительно, но профессора академии даже не удосужились заглянуть в мастерскую скульптора, чтобы оценить его работу. Однако ее увидел вице-президент Императорской Академии художеств Григорий Гагарин и предложил оценить работу молодого мастера президенту Императорской академии Великой княгине Марии Николаевне – даме просвещенной и благорасположенной к талантам. Ей творение Антокольского очень понравилась, и она предложила взглянуть на скульптуру самому Александру II.

В назначенный день император не просто посмотрел, а немедленно выкупил работу Марка, выложив за нее 8000 рублей, колоссальную для бедного студента сумму. Сразу же к Антокольскому изменилось и отношение преподавательского состава академии. Через четыре дня после прихода царя в учебное заведение Марку присвоили звание академика. Так Антокольский практически мгновенно стал знаменитым. Ему посыпались заказы. Скульптор создал сразу две копии Ивана Грозного: для Третьякова и для Лондонского Кенсингтонского музея.

Несмотря на полученную известность, жизнь в России стала тяготить мастера. В 1872 он отправился в Италию, известную своими культурными наработками. Здесь он создал статую «Петр I». Ее изготовление давалось нелегко, однако в 1873 она была готова. Антокольский сразу же отправил скульптуру на первую Политехническую выставку, проводимую в Москве. Но, как и было с предыдущей работой мастера, статую Петра вновь подвергли жесткой критике, найдя в ней массу нестыковок и недостатков.

Марк Антокольский - слишком смелый еврейский скульптор

Критические высказывания подействовали и на потенциальных заказчиков: ни одного запроса на изготовление копии скульптуры Марку не поступило. Однако спустя 5 лет «Петр I», выставленный на Парижской Всемирной выставке, произвел фурор, после чего Антокольскому сразу же посыпались заказы на изготовление копий. До сих пор в Таганроге стоит одна из них. А в конце 1890-х картинка с изображением данной статуи разместили даже на 500-рублевой купюре.

В Риме мастер успел создать еще два крупных произведения: «Христос перед судом народа» и «Смерть Сократа». После этого, в 1876 году, он перебрался в Париж, где и прожил до конца жизни.

Марк Антокольский - слишком смелый еврейский скульптор

Это время стало самым насыщенным творческим периодом мастера, когда он создал массу прекрасных творений и получил несколько почетных званий и государственных наград. К сожалению, на закате жизни ни одно из этих почестей не помогла талантливому скульптору избежать забвения публики и крайней финансовой нужды. Из-за этого Антокольский вынужден был распродать часть собственной коллекции и практически весь антиквариат, хранившийся у него дома.

Марк Антокольский - слишком смелый еврейский скульптор

Мастер умер в бедности в 1902 году. Его тело перевезли в Петербург и похоронили на Преображенском еврейском кладбище. Зато через полстолетия за наследие Антокольского устроили настоящую борьбу Тель-Авивский музей и Парижский Музей изобразительных искусств Орсе. Причем, ради обладания хотя бы частью работ великого скульптора музеи готовы были платить баснословные суммы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *