5 еврейских женщин в науке 20 века, получившие Нобелевскую премию

5 еврейских женщин в науке 20 века, получившие Нобелевскую премию

Среди всех лауреатов Нобелевских премий женщин немного, всего 4,3%. Но что интересно, если вычленить из них представительниц еврейской нации, то получится традиционная картина: по численности женщины-еврейки, как и мужчины в общей массе, занимают среди награжденных первые места. Из женщин-евреек, ставших лауреатами Нобелевских премий, пятеро были научными работниками, три литераторами, и одна получила награду, связанную с борьбой за мир. Из научных работников четыре женщины работали в сфере физиологии и медицины, и еще одна была физиком.

Рита Леви-Монтальчини

5 еврейских женщин в науке 20 века, получившие Нобелевскую премию

Эта удивительная женщина была видным исследователем в области медицины, прославившись в сфере нейробиологии. Она совершила ряд фундаментальных медицинских открытий. Даже некоторое время ухитрялась проводить свои исследования в условиях полного запрета на ведение ею научных работ.

Родившись в итальянском городе Турин, Рита там же выучилась на медика. Трудовую практику начала в Бельгии, став работником Брюссельского неврологического института. Будучи дипломированным специалистом по неврологии и психиатрии, она пристрастилась к нейроэмбриологическим исследованиям.

Вернувшись назад в Турин, продолжила работу в избранном направлении, однако фашистское правительство страны вскоре запретило евреям заниматься научной деятельностью. Леви-Монтальчини не стала исключением. Однако она не смирилась с таким положением и устроила лабораторию прямо в своем доме. Звездный час ее научной деятельности настал после окончания Второй мировой войны.

Первым крупным открытием талантливой ученой дамы стал ФРНТ (фактор роста нервной ткани) – субстанция, стимулирующая рост живых клеток. Именно это открытие помогло ученым лучше понимать природу таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера и рак. И как раз за это открытие она вместе со своим коллегой Стэнли Коэном удостоилась Нобелевской премии, хотя до конца жизни она сумела сделать еще немало важнейших научных открытий.

Герти Тереза Кори

5 еврейских женщин в науке 20 века, получившие Нобелевскую премию

Родившись в Австро-Венгрии, эта женщина пережила распад своего государства, переехала в Америку, став там выдающимся ученым. Занимаясь наукой вместе со своим мужем, совместно с ним же она и стала обладательницей Нобелевской премии по медицине за открытия, сделанные в области превращения гликогенов.

Герта – выходец из классической еврейской семьи с давними учеными традициями. Неудивительно, что и девочка получила прекрасное образование, сумев уже в 26 лет получить степень доктора медицины. Однако Австрия 1920-х годов не могла обеспечить ей подходящих условий для занятий научной работой, поэтому молодая женщина вместе со своим супругом отправилась за океан.

Надежды молодой четы оказались верными. Практически сразу они были приняты в Государственный институт изучения злокачественных заболеваний, находящийся в городе Буффало, в котором стали заниматься проблемой обмена углеводов в нормальных тканях и тех, которые были поражены злокачественными опухолями. Очень скоро чета ученых сумела сделать открытие, получившее в научном мире название «цикл Кори».

Переехав из Буффало в Сент-Луис, Герти продолжила работать совместно с супругом по давно уже избранной тематике обмена углеводов и биосинтеза гликогена. И эта работа также увенчалась успехом. В 1944 году они, сделав подборку из группы ферментов, смогли синтезировать гликоген. Еще через три года Герти Кори стала обладательницей Нобелевской премии, поделив ее со своим супругом и аргентинцем Бернардо Альберто Усаем.

Гертруда Элион

5 еврейских женщин в науке 20 века, получившие Нобелевскую премию

Американский фармаколог и биохимик познакомилась с медициной еще в детстве, ведь ее отец держал стоматологический кабинет. Однако по-настоящему девочку подтолкнуло к учебе по медицинской специальности смерть от рака ее любимого дедушки. Уже подростком она решила, что приложит максимальное количество усилий, чтобы избавить людей от этой коварной болезни. И отчасти это ей удалось.

После окончания Нью-Йоркского Хантер-колледжа Гертруда с дипломом бакалавра по химии поступила работать в компанию Бороу-Велкам, где начала заниматься фармацевтикой. Очень скоро ее старания увенчались первыми успехами. Вместе со своим напарником Джорджем Хитчингсом Элион смогла подобрать и синтезировать ряд сложных химических соединений, блокировавших размножение болезнетворных клеток. С этого времени лечению начали поддаваться лейкемия, подагра, малярия и множество других заболеваний.

Не забыла Элион и о раке. Она смогла разработать несколько видов лекарств, противостоящих раковым клеткам. Недаром вскоре ее назначили президентом Американской ассоциации, исследовавшей раковые заболевания. Позже она стала еще и руководителем Департамента экспериментальной терапии. После этого именно слово ученого становилось решающим при внедрении какого-нибудь препарата в производство.

В 1988 году Гертруду Элион и ее напарника Джорджа Хитчингса выдвинули на Нобелевскую премию за их достижения в области принципов лекарственной терапии.

Розалин Сасмен Яллоу

5 еврейских женщин в науке 20 века, получившие Нобелевскую премию

Биофизик Розалин Сасмен Яллоу родилась в Нью-Йорке и там же получила образование. Путевку в жизнь ей дал Хантер-колледж, воспитавший не одного видного ученого. Когда в него поступила Розалин, мир увлекался достижениями ядерной физики, поэтому девушка для учебы избрала именно это направление. Окончив колледж, она стала не только бакалавром гуманитарных наук, но и первой женщиной, получившей в этом учебном заведение степень по физике.

Буквально сразу ей дали должность в Инженерном колледже Иллинойского университета и возможность полноценно заниматься наукой. Уже в январе 1945 года молодая женщина повысила свой научный статус, став доктором философии и высококвалифицированным специалистом в сфере анализа радиоактивных веществ. Ряд своих разработок она ввела в медицинскую практику.

После возвращения в Нью-Йорк Розалин полностью отдалась науке. Трудясь в государственном госпитале ветеранов в отделении радиотерапии, она одна из первых в стране создала радиоизотопную лабораторию. С 1950 года ее напарником стал Соломон А. Берсон, с которым они начали масштабную серию экспериментов, длившуюся 23 года. Сначала ученые, используя радиоизотопы, стали измерять объемы крови, изучать распределение в тканях тела сывороточных белков, диагностировать заболевания щитовидной железы.

Но наибольшую известность им принесли исследования в области изучения проблемы сахарного диабета. В ходе этих изысканий Яллоу и Берсон разработали радиоиммунологический метод, который позже внедрили во множество других исследований и способов лечения людей. Именно за него в 1977 году Яллоу (Берсон к тому времени уже умер) была награждена Нобелевской премией.

Мария Гепперт-Майер

5 еврейских женщин в науке 20 века, получившие Нобелевскую премию

Мария Гепперт (вторая часть фамилии была присоединена ею после замужества) происходила из семьи германских евреев. Это были потомственные интеллектуалы, несколько поколений которых были университетскими профессорами. Неудивительно, что и дочь пошла по стопам родителей. 18-летней девушкой она поступила в университет, занявшись под руководством Макса Борна квантовой механикой. Еще одним ее учителем был сам Резерфорд, у которого Мария училась в Кембридже.

Учеба у таких преподавателей пошла впрок. Будучи студенткой, Мария начала писать диссертацию, а в 24 года защитила ее. В это же время девушка вышла замуж, добавив к своей фамилии Майер. Вскоре семья молодых ученых отправилась в США, где Джозефу, мужу Марии, предоставили должность в Балтиморском университете. Самой Марии места там не нашлось, и она стала заниматься наукой, что называется, на волонтерских началах.

В 1940 году семья ученых переехала в Нью-Йорк, и вновь Марию обошли с работой. Опять она работала с мужем, не получая за сделанное ни гроша. Однако имя себе все же успела сделать. Об этом говорит тот факт, что Марию Гепперт-Майер пригласили к себе сами Ферми и Юри для изучения химического и атомного строения. А несколько позже тот же Юри пригласил Марию участвовать в проекте по созданию атомного оружия. Женщине поручили работу по выделению урана из руды.

Но главную известность Марии принесло другое дело. В послевоенное время, занимаясь созданием в Аргонской лаборатории ядерным реактором, она заинтересовалась проблемой стабильности атомных ядер. Итогом этой работы стала теория строения атомного ядра, которую ученая изложила в своей статье. Неожиданно выяснилось, что этой же проблемой занимался еще один человек – Ханс Йонсен. Начав работать вместе, физики написали целую книгу по теории оболочечной структуры ядра.

И хотя впоследствии Мария сделала еще немало открытий, именно совместная работа с Йонсеном привела ее к Нобелевской премии. Интересно, что после смерти Гепперт-Майер в США была учреждена отдельная премия ее имени, которую стали присваивать молодым женщинам-физикам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *