История одной фотографии: Марта Шпиц, выжившей в гетто и ставшая полковником полиции Израиля

В 1946 году в порту Хайфа репортер американского журнала «Лайф» сделал случайный снимок, на котором запечатлел плачущую красивую еврейскую девочку-подростка, обнимающую мальчика.

История одной фотографии: Марта Шпиц, выжившей в гетто и ставшая полковником полиции Израиля

Дело происходило в момент депортации группы евреев из Палестины на Кипр, где их ожидала жизнь в лагере для беженцев. Но как ни старались англичане, эти дети впоследствии вернулись в Эрец-Исраэль, прожив там свою жизнь.

История одной фотографии: Марта Шпиц, выжившей в гетто и ставшая полковником полиции Израиля

Изображенные на снимке дети – венгерские евреи Ноэми-Марта Шпиц и ее брат Йошка. Родились они в Будапеште в хорошо обеспеченной семье ассимилированных евреев. В ней кроме Марты и Йошки был еще один сын, судьба которого оказалась намного печальнее жизни наших героев. До поры у семейства Шпиц дела шли нормально: бизнес процветал, дети учились. На их жизнь не сильно повлияла даже то, что Венгрия вступила во Вторую мировую войну на стороне гитлеровской Германии, у которой к евреям было особое отношение.

Все изменилось, когда в стране произошел переворот, и вместо адмирала Хорти республикой начал руководить откровенный нацист Салаши. По всей Венгрии прокатилась волна арестов еврейского населения с последующими их расстрелами и депортацией в нацистские концлагеря для уничтожения. Самое печальное в этой ситуации было то, что евреев приходили арестовывать в большинстве своем их вчерашние добрые соседи, которые совершенно не стеснялись в своих действиях. Насилие, убийства и грабежи было стандартным их поведением при проведении данных акций.

История одной фотографии: Марта Шпиц, выжившей в гетто и ставшая полковником полиции Израиля

На глазах Марты и Йошки жестоко убили отца и старшего брата. Мать же с двумя оставшимися детьми выселили в гетто. Несколько позже пришли и за матерью. Последнее, что она успела крикнуть своей дочери, чтобы та сберегла младшего сына Йошку. Больше мать дети не увидели. Ее убили в лагерной душегубке. Дети остались одни и чудом дожили до изгнания немцев из Венгрии. Однако даже после этого их жизнь лучше не стала. Отцовский дом заняли венгры, и Марта с братом превратились в натуральных бродяг, просивших милостыню по венгерским селам. При этом им приходилось скрывать свое еврейское происхождение, чтобы селяне не убили их.

Жизнь осиротевших детей была настолько тяжелой, что Марта даже думала покончить с собой, и только последняя просьба матери спасти Йошку удерживала ее от этого шага. От неминуемой трагедии детей спасло то, что в этот период активную деятельность развернули сионистские организации еврейской общины Палестины. После окончания войны они начали разыскивать в Европе выживших еврейских детей-сирот и переправлять их в Эрец-Исраэль. Сквозь британскую блокаду ухитрялись переправлять голодных и больных детей на историческую родину и там пристраивать в кибуцах, в которых детей лечили, откармливали, возвращали им человеческое достоинство и еврейскую гордость.

Однако не дремали и британцы, которые еще в 1939 году ввели ограничения на миграцию евреев в Палестину. Всеми силами они старались воспрепятствовать проникновению в подконтрольную им Палестину новых еврейских поселенцев. И даже если какое-то судно с беженцами прорывалось сквозь кордон из британских военных кораблей, на берегу их могли ждать не друзья с цветами, а ряды полицейских с дубинками. Именно так и был встречен корабль, на котором в Палестину прибыли наши герои.

В порту Хайфа на репатриантов набросились полицейские. Несчастные переселенцы попытались пробиться сквозь строй, но поднаторевшие в этом деле полицейские сумели справиться с людьми, ослабевшими от голода и болезней. Марта стала прямым участником столкновений, получив в их ходе ранение. В конце концов, полицейские сломили сопротивление евреев, после чего объявили о переправке на остров Кипр, где для них уже был организован лагерь.

Понятно, что перспектива поменять нацистский лагерь на британский еврейских беженцев не порадовала. Разница между первым и вторым лагерями заключалась только в том, что британцы евреев не расстреливали. В последние минуты своего нахождения на земле исторической родины плачущая Марта прижала к себе Йошку, да так застыла. Как раз этот момент американский журналист, который присутствовал при всей этой жесткой и крайне неприятной процедуре, и запечатлел их.

Еще целый год сестра и ее младший брат жили вдали от родной земли. И лишь после того как было провозглашено Государство Израиль, они смогли покинуть пределы лагеря и перебраться на историческую родину. Детей принял у себя кибуц Кфар Гилади. Здесь Марта поменяла свое европейское имя на еврейское, став Ноэми Шадми. Учитывая, что немалую роль в ее судьбе сыграло молодежное сионистское движение, молодая девушка вступила в его ряды, а впоследствии стала даже лидером одного из его отделений.

Члены ячейки обучались сельскому труду и параллельно проходили военную подготовку, после завершения которой вся группа была призвана в пехотную бригаду «Нахаль». Впоследствии Ноэми Шадми отправилась на офицерские курсы, закончила их, получила офицерскую должность в действующей армии и прослужила в ней более 10 лет. В ходе службы она была удостоена награды за спасение жизни раненого солдата.

В 1961 году ей как опытной военнослужащей поступило предложение создать и возглавить центр подготовки женщин-офицеров полиции. С этого момента жизнь Ноэми Шадми оказалась связанной со службой в полиции. Она сделала там успешную карьеру, достигнув звания полковника. В 1971 году женщине была предложена почетная должность вице-президента Международного союза полицейских – организации, действующей почти в сотне стран, объединяющей в своих рядах свыше 400 000 человек.

История одной фотографии: Марта Шпиц, выжившей в гетто и ставшая полковником полиции Израиля

Достигнув предельного срока службы в полиции, Ноэми демобилизовалась и вплоть до своей кончины в 2019 году возглавляла различные общественные организации. Она хорошо устроила свою семейную жизнь, родив двух детей, которые, в свою очередь, подарили ей четверых внуков. Также нормально сложилась и жизнь Йошки. У него также была семья, а после него остались дети, внуки и правнуки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *