Гиллель – еврейский мудрец и законоучитель эпохи Второго Храма

Гиллель - еврейский мудрец и законоучитель эпохи Второго Храма

Этот великий человек прожил долгую жизнь. По информации, написанной в Священных для евреев книгах, говорится, что не менее 120 лет. За это время успел получить прекрасное образование, основать фарисейскую школу, стать самым значительным из законоучителей тех времен. Имя этого величайшего еврейского мудреца – Гиллель Вавилонянин.

Такое прозвище присвоено ему неспроста. Гиллель появился на свет в Вавилонии. По всей видимости, его предков, принадлежавших к потомкам царя Давида, некогда угнали в плен ассирийские завоеватели, и по каким-то причинам они не смогли вернуться обратно. И вот уже у их потомков в 112 году до н.э. (3648 по еврейскому календарю) и родился мальчик, которому дали имя Гиллель. Столь знатное происхождение вовсе не гарантировало наличия крупного состояния, поэтому первый период жизни проходил у будущего мудреца довольно трудно.

Однако это не смущало Гиллеля, который все силы и существенную часть заработка тратил на получение знаний, чувствуя к этому делу непреодолимую страсть. Начав учиться еще в раннем возрасте, он к 40 годам овладел огромным багажом знаний, как в религиозных науках, так и в тех, что позднее стали именоваться светскими. К 72 году до н.э. (3688 по еврейскому календарю) сумел овладеть всеми знаниями, которые ему могла дать Вавилония. Пытливому уму Гиллеля требовались новые источники информации, и он, узнав, что в Иерусалиме работают два прекрасных мудреца Шемайя и Авталион, отправился в Иудею вместе со своим многочисленное семейством.

Гиллель - еврейский мудрец и законоучитель эпохи Второго Храма

В Иерусалиме Гиллель появился в самом начале правления царя Ирода I, который еще не стал Великим. Понятно, что о нем тогда еще никто ничего не знал. Жизнь в столице Иудеи была весьма тяжелой. Кроме обеспечения многочисленных членов семьи Гиллею требовалось еще и оплачивать учебу. Есть информация, что будущему мудрецу приходилось работать дровосеком. Работа эта была поденной и не особо прибыльной. Достаточно сказать, что за день он зарабатывал всего лишь полдинария. Половину заработанного тратил на питание семьи, а другую половину платил привратнику, стоявшему возле входа в школу, за то, чтобы его туда пропустили.

О том, насколько сильно Гиллель желал получения знаний, существует легенда. В ней говорится, что однажды он не смог заработать денег для того, чтобы можно было расплатиться с привратником школы. Понятно, что внутрь его не пустили. Тогда, чтобы не пропускать занятие, Гиллель забрался на крышу здания. Прильнув к решетке оконного проема, он, забыв обо всем, увлеченно слушал рассуждения мудрецов Шемайи и Авталиона. Случилось это в зимнюю пору да еще в канун шаббата. Увлеченные дискуссией мудрецы ничего не замечали вокруг. Слушавший их Гиллель тоже пребывал в таком же состоянии.

Ночью повалил сильный снег, который полностью засыпал Гиллеля. Однако тот настолько был заинтересован разговором своих учителей, что абсолютно не замечал этого. Мудрецы разговаривали до утра. Только когда начало светать, Шемайя заметил, что окно школы слишком темное для этого времени суток. Обратив на него свои взоры, мудрецы увидели там человеческий силуэт. Поднявшись наверх, они нашли там засыпанного на 3 локтя снегом Гиллеля. Не мешкая, самостоятельно откопали своего увлеченного ученика из-под снега, умыли, умастили елеем и посадили отогреваться возле очага. Пораженные таким рвением к получению знаний, решили продолжить беседу уже втроем, несмотря на шаббат.

С этого момента учеба Гиллеля сильно упростилась, и он вскоре выдвинулся в число лучших учеников и даже получил известность среди ученых мужей Иудеи. К сожалению, Гиллелю вскоре пришлось вернуться в Вавилонию. Там он задержался на несколько десятков лет, успев разбогатеть и стать весьма известным мудрецом и знатоком Торы. Остепенившись и сильно постарев, Гиллель решил вернуться в Иерусалим, что сделал в 32 г. до н.э. (3728 по еврейскому календарю).

Увы, то, что он увидел в Иудее, не порадовало мудреца. Его учителя завершили свой земной путь. Их ученики рассеялись по разным странам. Законы, прописанные в Торе, все больше забывались людьми. Дело дошло до того, что даже относительно несложный галахический вопрос разрешить было просто некому. Именно в такой обстановке Гиллелю пришлось начинать свое второе пришествие в Иерусалим. И он взялся за дело, в короткий срок разрешив ряд проблем, волновавших народ. В благодарность его объявили патриархом еврейского народа наси и назначили главой Синедриона.

Все дальнейшее время Гиллель посвятил возрождению в народе Иудеи веры в знания, даваемые Торой. Он доказал, что письменный и устный варианты Священной Книги невозможны друг без друга. За счет своих непревзойденных личных качеств, позволявших моментально ориентироваться в различных областях человеческой деятельности, Гиллель оказал сильнейшее влияние на жизнь еврейского народа. Благодаря проведению мудрой политики он суме, не только сохранить, но и развить традиционные еврейские ценности.

Еще одним направлением деятельности мудрого иудея стала организация собственной фарисейской школы, впоследствии получившей название «Бет-Гиллель» (дом Гиллеля). Своим ученикам он не только давал знания, но и учил их толковать различные книги. Он хотел, чтобы молодое поколение унаследовало у него высочайшие критерии поведения: проявляли в общении с людьми деликатность, не реагировали на обиды, умели излагать мнение оппонентов прежде своего.

Гиллель - еврейский мудрец и законоучитель эпохи Второго Храма

Последний из названных критериев был немаловажен, ведь у «Бет-Гиллель» был серьезный конкурент – школа мудреца Шамая. И хотя оба течения исповедовали примерно одинаковые истины, но время показало, что больше доверия было к школе Гиллеля. А произошло это потому, что его ученики не боялись излагать мнение своих оппонентов перед своим, что весьма ценимо на Востоке.

Еще одним направлением деятельности великого мудреца была благотворительность. Правда, Гиллель не любил афишировать свои благие дела. Помимо прямой помощи людям он старался помогать им путем принятия соответствующих законов, облегчающих жизнь беднейших слоев населения Иудеи. И должность главы Синедриона этому способствовала, как нельзя лучше. За 40 лет руководства этим верховным органом Гиллель настолько полюбился людям, что евреи решили сделать этот пост наследным для него и его потомков. На протяжении 400 лет за одним исключением потомки Гиллеля руководили Синедрионом.

Сам же великий мудрец скончался в 8 г. н.э. (3768 по еврейскому календарю), так и не увидев трагического заката Иудеи и разрушения Второго Храма. Это все довелось пережить его потомкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *