Первые больницы в Иерусалиме в XIX веке

Тот, кто хотя бы единожды побывал в современном Иерусалиме, вряд ли сможет поверить, что еще 200 лет назад в нем практически не существовало сколь-нибудь существенной медицинской службы. Не было ни медицинских учреждений, ни практикующих врачей. Европейцы, приезжавшие в Иерусалим по каким-то делам…

Первые больницы в Иерусалиме в XIX веке

Тот, кто хотя бы единожды побывал в современном Иерусалиме, вряд ли сможет поверить, что еще 200 лет назад в нем практически не существовало сколь-нибудь существенной медицинской службы. Не было ни медицинских учреждений, ни практикующих врачей. Европейцы, приезжавшие в Иерусалим по каким-то делам, могли воспользоваться только услугами докторов, прибывавших в составе английских корабельных экипажей в порт Яффо. А единственная на весь 22-тысячный город аптека с минимальным набором самых необходимых медикаментов была принадлежностью Францисканского монастыря, что, естественно, существенно снижало количество ее клиентов.

Посещавшие Иерусалим путешественники сообщали о регулярных эпидемиях, возникающих от всеобщего невежества, нехватки воды, а также практически полного отсутствия, как медицинских учреждений, так и самых необходимых лекарств. Единственным средством от проникновения заразы считалась полная изоляция, чем пользовались в случае начала очередной эпидемии христианские монастыри, наглухо закрывавшие свои ворота и прекращавшие всяческое общение с городом. Доктор Дж. Розер, побывавший в 1834 году в Иерусалиме, констатировал, что на тот момент времени ни в самом городе, ни в подразделениях турецкой армии, дислоцированных в нем, никаких врачей не было.

Первые больницы в Иерусалиме в XIX веке

Однако в 1830-х годах ситуация с медицинским обеспечением в Иерусалиме начинает понемногу меняться в лучшую сторону. Сначала здесь появилась протестантская миссия из Германии, основной задачей которой было вовлечение местных евреев в лоно христианства. Одним из средств привлечения стало оказание медицинской помощи местному населению. Вслед за немцами в 1838 году сюда приехали представители Лондонского миссионерского общества. Принцип их деятельности был практически аналогичен миссионерам из Германии: стань христианином – получи медпомощь.

Реакция со стороны еврейской общины последовала незамедлительно. Лидер сефардов грозился проклясть и изгнать из общины всякого, кто обратится за помощью к христианам. Данная угроза сохраняла свое действие даже в случаях смертельной опасности для человека. Наряду с отказом от благотворительной помощи евреи-сефарды показательно сжигали христианскую религиозную литературу. Несколько проще ситуация состояла с ашкеназами. В отличие от сефардов в Иерусалиме они считались иностранцами, раввины на них не имели абсолютного воздействия, и даже иностранные консулы защищали их интересы.

Сказать, что евреи полностью отказывались от услуг медиков из миссионерских обществ нельзя. В отчетах их больниц есть документальные подтверждения того, что представители данной национальности проходили в них лечение. Мало того, миссионеры даже приобрели поблизости от еврейского кладбища участок земли, на котором хоронили тех, кому их помощь не помогла, а еврейское общество отказалось от них за непослушание. Сложившаяся ситуация показала, что евреи отчаянно нуждались в собственных больницах.

Чтобы как-то разрешить сложившееся положение дел, в 1842 году меценат Монтефиоре за свои деньги отправил в Иерусалим доктора Симона Френкеля, главной задачей которого было создание в городе еврейской клиники. Доктор справился с задачей. И хотя его заведение еще нельзя было назвать полноценной больницей, однако первый шаг в этом направлении оказался сделанным.

Время создание настоящей клиники для евреев Иерусалима наступило в 1853 году с приездом в город посланника семейства Ротшильдов. Этот человек имел задачу учредить в городе несколько благотворительных заведений, в списке которых значились и медицинские. Его стараниями в 1854 году город получил небольшую больницу Меира Ротшильда, состоявшую из 3 палат и вмещавшую 18 пациентов. Обслуживали пациентов терапевт, хирург, два фармацевта и администратор. Все медицинское обслуживание, включая выдачу лекарств, в этой больнице было бесплатным.

Современники отмечали, что, несмотря на крохотные размеры, в больнице блюли абсолютную чистоту и порядок. Ежегодно в ней принималось порядка 600 больных и выписывалось около 30000 рецептов. Также следует отметить, что среди пациентов данного заведения значились не только евреи. Однако маленькие размеры не позволяли ему в полной мере обеспечить помощью все возрастающее еврейское население Иерусалима. Требовалось введение в действие новых больниц, и очень скоро эта задача начала выполняться.

Первые больницы в Иерусалиме в XIX веке

Сначала на страницах газеты «ха-Магид» были опубликованы ряд объявлений с призывами о благотворительной помощи. Первым сделал свой взнос уже упоминавшийся меценат Мозес Монтефиоре, пожертвовавший крупную сумму. В 1857 году на средства ашкеназского общества «Бикур Холим» было арендовано 2 земельных участка под строительство больницы. Она получилась небольшой: всего 3 палаты, вмещавших 12 больных. Пациентов трижды в неделю осматривал врач, назначая им дальнейшее лечение.

Содержание данной больницы осуществлялось за благотворительные средства, поступавшие из местной ашкеназской общины, а также от европейцев и американцев, которые жертвовали личные средства. К 1891 году больница «Бикур Холим» уже состояла из 5 палат и вмещала 36 пациентов. Вплоть до начала Первой мировой войны покровительство этому медицинскому заведению оказывал германский консул. По мере роста города больницу пришлось перенести на улицу Пророков, где она находится по настоящее время. В старом же здании располагается госпиталь, в котором лечатся хронические больные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *