Не является секретом, что между мусульманами и евреями существует серьезное противостояние. Вражда эта настолько сильная, что когда в соседней с Израилем Сирии две мусульманские ветви, сунниты и шииты, нападают одна другую, во всем происходящем они все равно винят евреев.
Как же так сложилось? Ведь если обратиться к истории, выяснится, что ислам базируется на основных постулатах иудаизма и является всего лишь еще одним вариантом авраамической религии. Да, по сути, и арабы являются представителями семитских народов, а их язык относится к группе семитских.
Данный вопрос требует серьезного рассмотрения. Чтобы увидеть истоки проблемы следует отправиться на несколько тысяч лет назад, во времена прародителя евреев Авраама. Согласно текстам Ветхого Завета, у Авраама и его жены Сары долго не было детей. Чтобы хоть как-то утешить супруга, она предложила мужу в качестве наложницы свою рабыню Агарь. От этой связи родился сын Измаил. Но учитывая, что Агарь не была еврейкой, то и сын от нее не мог претендовать на звание еврея, поэтому он стал прародителем арабов. Продолжателем же еврейского народа оказался следующий сын Авраама – Исаак.
И вот уже в продолжение тысяч лет мусульманские и иудейские теологи спорят, кто же из сыновей Авраама имеет большую божественную суть: Измаил или Исаак. Впрочем, согласно тех же ветхозаветных текстов, была предсказана вражда между потомками двух сводных братьев. Удивительно, что данное предсказание записано тысячи лет назад, когда ислама не существовало в принципе. Появление же на мировой арене этой религии лишь узаконило эту вражду.
Человек, обладающий знаниями истории на уровне школьного учебника, может задать вполне закономерный вопрос: «А как же уживались добрых полторы тысячи лет две антагонистически настроенные ветви семитского народа?» Ведь евреи-сефарды, в основном, как раз и проживали на территории мусульманских стран. Конечно же, для них существовали некоторые ограничения в правах и возможностях вести бизнес, но о полной ликвидации евреев как народа речи не шло. И вот здесь следует обратиться за помощью к теологам – знатокам религиозных книг и законов.
Если вчитаться в библейские тексты, то в них можно найти много примеров применения евреями насилия по отношению к другим народам. Пожалуй, наиболее жестоким случаем является уничтожение Ханаанских городов-государств вместе с их населением, чтобы освободить эти земли для евреев. Но что интересно. Все, о чем рассказывается в Библии, носит исключительно описательный характер. То есть, то, что произошло в отношении других людей или народностей, больше никогда не повторялось (по крайней мере, в аналогичном виде).
Совсем иная ситуация вырисовывается при чтении Корана. И хотя сами мусульмане говорят, что их религия не проповедует насилие, и в их Священной книге ничего подобного библейским текстам нет, они немного лукавят. Во-первых, согласно текстам Корана, истинный мусульманин не может дружить ни с иудеями, ни с христианами. Однако это лучший из вариантов. Те же, которых правоверные посчитают язычниками, обязаны просто умереть. Так называемые «строки меча» из Корана напрямую приказывают мусульманам бороться против иноверцев. И это должно происходить постоянно.
Как раз в этом проявляется доктринальное различие между христианско-иудейской, с одной стороны, и исламской, с другой стороны, религиями. В Библии насилие описывалось как необходимое действо в конкретный момент времени, в конкретном месте, направленное против конкретных людей. Мусульманам предписывается бороться против иноверцев в любом месте, в любое время и любыми способами. И борьба эта должна продолжаться либо до того момента, пока не восторжествуют идеи ислама, либо, как минимум, тот, против кого направлено насилие, не примет ислам.
И еще одна тонкость в различиях религий. Христианская мораль не требует любой ценой внедрить свою веру другому народу. Миссионеры могут только проповедовать и рекомендовать вступать в нее. То есть, их религия должна распространиться на другие народы мирно ценой простого убеждения. А у иудеев вообще нет миссионеров, т.к. они считают, что еврей только тот, у кого мать еврейка. И история иудейства этот постулат подтверждает: единожды применив насилие, евреи больше никогда силой не принуждали другие народы к переходу в свою веру. Христианство зачастую внедрялось более жесткими методами, но и здесь пропагандировалось, прежде всего, убеждение.
Совсем другая картина наблюдается в исламском лагере. Насилие там стандартизировано, оно должно постоянно применяться против отступников, безбожников и иноверцев. Главное – заставить неверных перейти в ислам. В противном случае лучшим из вариантов окажется пожизненное рабство. Худшим – смерть. Этому действию есть одно название – джихад. Впервые эта война, освященная Аллахом, разгорелась еще во времена Мухаммеда, когда мусульмане стали достаточно сильными, чтобы начать атаковать своих соседей, христиан и идолопоклонников. В дальнейшем джихад стал фундаментальным действием по отношению к «неверным».
Сомневающиеся могут возразить: ведь жили же представители других религий в продолжение столетий вместе с мусульманами, при этом даже сохраняя свою веру. Мало того, те же сефарды в ряде случаев добивались в мусульманском окружении весьма значительных постов. Однако эти люди упускают из виду одну крайне важную деталь. Все иноверцы проживали в местах абсолютного владычества ислама и подчинялись его законам. При этом факта дискриминации по религиозному признаку никто не отменял. И это было законно, ведь так сказано в Коране.
Такое относительно мирное сосуществование евреев на территории мусульманских стран действительно продолжалось столетиями. Однако этого нельзя сказать о границах пределов исламского мира. А там постоянно шли войны, в которых правоверные силой оружия «убеждали» неверных перейти в мусульманство, попутно захватывая их ценности и рабов. Ситуация кардинально изменилась с падением последней мусульманской империи – Оттоманской. Исламский мир окончательно перестал сопротивляться вторжению на его территорию христиан. Однако это произошло вовсе не потому, что мусульмане смирились. Они просто проиграли в технологиях.
Исламу потребовалось совсем немного времени, чтобы вновь собраться с силами и сообща начать новое наступление. Требовался только повод, и он нашелся в 1948 году. На территории Палестины, которую на протяжении полутора тысяч лет считали своей и евреи и мусульмане, образовалось независимое еврейское государство. Немедленно был собран едва ли не весь арабский мир, и армии сразу 5 мусульманских стран, кстати, самих совершенно недавно получивших независимость, вооружившись идеями джихада, отправились «усмирять» неверных. Чем это закончилось, все знают.
Но ведь те самые суры Корана, призывавшие, если не уговорами, то мечом обращать мир в ислам, никто не отменял. И проще всего воплощать данную идею за счет Израиля, являющимся лишь небольшим анклавом в окружении стран, исповедующих ислам. Подливает масла в огонь войны и ситуация с палестинскими беженцами, которые в период активной фазы противостояния вынуждены были покинуть места своего постоянного проживания. Собственно говоря, ислам как религию мало интересует судьба отдельных палестинцев, пусть и попавших в проблемную ситуацию. С появлением Израиля в мусульманском мире образовалась брешь, которую необходимо ликвидировать. А все аргументы, кто из сыновей Авраама был обетованным, это от лукавого.