Кто такие сефарды и сфарадим

Для большинства людей, не интересующихся еврейской тематикой, эта нация едина, лишь по воле судьбы проживающая в разных странах. В действительности это не полностью соответствует истине, так как за два десятка веков, прошедших после разгрома Иудеи римлянами, и вынужденного расселения евреев по просторам империи, среди них сформировалось несколько субэтнических групп.

Кто такие сефарды и сфарадим

Ашкеназы, Сефарды и Мизрахим. Сегодня мы поговорим о сефардах.

В узком смысле речь идет о тех евреях, которые жили на Пиренейском полуострове и их потомках. В более широком смысле в число сефардов также включают тех евреев, которые следуют сефардскому религиозному ритуалу; в этом случае в данную категорию попадают и те евреи, предки которых, возможно, никогда не были ни в Испании, ни в Португалии. Это верно, например, для еврейских общин Северной Африки (особеннно Магриба), Балканского полуострова и Италии. С другой стороны, в таких странах, как Ирак и Иран, а также на Кавказе и в Средней Азии, где местные еврейские общины также следуют сефардскому ритуалу, потомков испанских и португальских евреев очень мало либо вообще практически нет.

Само понятие «сефарды» произошло от топонима Сфарад. В древнееврейском языке так именовалась Испания. Соответственно все иудеи, осевшие на Пиренейском полуострове в результате миграции, сначала в Римской империи, а после ее разрушения внутри Халифата образовали некую общность, ограниченную определенными территориями. Следует отметить, что в отличие от римлян мусульманское руководство Халифата вполне лояльно относилось к евреям, из-за чего данный период стал именоваться у сефардов Золотым веком.

За века, проведенные на полуострове, евреи сложили новый бытовой язык – ладино, образованный на базе латинского языка и его местных наречий. Спустя какое-то время европейская цивилизация вновь стала возвращаться на Пиренейский полуостров, и это оказалось моментом истины для евреев. Христиане, пришедшие на смену мусульманам, потребовали от представителей этой нации полного подчинения своим требованиям. Те же, кто не соглашался с ними, были вынуждены покинуть полуостров. Фактически завершение Реконкисты, что случилось к концу 1492 года, стало моментом образования еврейского сефардского субэтноса.

Сотни тысяч евреев, вынужденные искать новые места для жительства, начали массово переселяться. Кто-то по территории Северной Африки, кто-то отправился на восток, оседая на Средиземноморских полуостровах Апеннинском и Балканском, в Малой Азии и Палестине. Часть евреев отбыла на север, поселяясь в южных регионах Франции, Англии и Нидерландах. Другие переселенцы, особенно отправившиеся на север африканского континента, смешалась с местными еврейскими общинами. Однако их общий язык ладино не исчез, а только расширил ареал применения. Это стало особенно заметным после выхода на мировую политическую арену Османской империи.

Тогда же начался Серебряный век сефардской культуры. Турки-османы пригласили сефардских евреев для заселения территорий Юго-Восточной Европы, где после поражения Византии очень обезлюдели города. Знаковым в этом плане стали древние греческие Салоники, где еврейская прослойка вплоть до начала Второй мировой войны составляла более половины от всего числа городского населения. Но сефарды оседали не только в Европе. Они селились практически по всей территории Османской империи, поэтому сейчас сефардского канона придерживаются среднеазиатские, персидские, афганские, кавказские и многие другие евреи.

После того как в 1948 было возрождено государство Израиль, большая часть ладиноязычных сефардов переселилась туда. Фактически евреи всех стран Азии и Северной Африки стали стекаться на историческую родину. В Израиле начался процесс их ассимиляции с представителями других субэтнических групп, и язык ладино постепенно вымывался из разговорной речи. Однако полностью языковая культура сефардов не исчезла. На базе сефардского канона произношения древнего еврейского языка в Израиле стал формироваться новый иврит. Для этого еврейские языковеды просто несколько упростили правила произношения.

Впрочем, история сефардов не закончилась. Их довольно значительные общины продолжают существовать на двух американских континентах. Не все евреи покинули даже мусульманские страны Северной Африки, хотя в свете событий последних десятилетий их там не должно было бы остаться.

В самом Израиле многие евреи-сефарды сохраняют свою родословную и гордятся своим происхождением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *