Как Иван Грозный стал царем Израильским

Как Иван Грозный стал царем Израильским

Иван IV (Грозный) родился в 1530 году и уже трехлетнем возрасте как старший из сыновей был благословлен на царство отцом, Василием III. После того как в 1546 году он стал полноправным правителем Руси, то вместе с шапкой Мономаха он автоматически получил звание помазанника Божьего, что немедленно поставило молодого амбициозного царя в один ряд с римскими цезарями. Но и это еще не все. Спустя еще несколько лет руководители Восточной Церкви признали Ивана IV Василевсом, то есть он сравнился по рангу уже с Византийскими императорами.

С этого момента Москва получила неофициальный статус Третьего Рима, и, руководствуясь данным вектором, русский правитель стал выстраивать политику подчиненного ему государства. Теперь Россию Иван Васильевич именовал, не иначе как Израилем, а себя – Царем Израильским. Если исходить из истории с Иаковом, после победы над ангелом, получившим новое имя Израиль, то Русь периода Ивана IV стала государством, имеющим власть над силами. Сам же молодой царь мог именовать себя как Избранный либо Принц Божий.

Дополнительным фактом, свидетельствующим о том, что Иван Грозный именовал свою страну Израилем, а себя его правителем, является случай победы над Казанским Ханством, описанный в Никоновской летописи. В одном из ее фрагментов говорится, что, победив Казанское Ханство, Русь обрела небесный Сион, или Иерусалим. А раз так, то вполне естественно, что в Москве должен был появиться Новый Иерусалим. Им стал возведенный в честь победы над Казанским Ханством в самом центре города, на Красной площади, собор Покрова на Рву, больше известный как Храм Василия Блаженного.

Созданное русскими мастерами сооружение стало настоящим символом Небесного Иерусалима, а согласно Священному Писанию, он прилагается к Царствию Божию, в котором властвуют добро, свет и красота. Даже сейчас, спустя полтысячи лет после построения собор привлекает к себе всеобщее внимание, что действительно является воплощением мечты о Небесном Иерусалиме. Мало того, Храм Василия Блаженного стал базисом русской государственности и культуры.

Примечательно, что понятие Израиль в отношении к русскому государству в те времена было вполне естественным. Подтверждением этому служит переписка между Иваном IV и боярином А.Курбским, сбежавшим из России в Западную Европу. В своих посланиях друг другу они абсолютно естественно апеллировали понятием Израиль именно в отношении Российского государства, а подданных страны называли (в данном случае речь шла о боярах, якобы подвергавшихся гонениям) израильтянами.

Как ни пафосно это звучит, но Россия при Иване Грозном из бывшего осколка Золотой Орды превратилась в действительно мощное государство, с требованиями которого приходилось считаться другим европейским правителям. Об этом говорят хранящиеся в архивах письма канцелярии германского императора, в которых посланник писал своему руководству, что московский правитель стал вторым по могуществу человеком в Европе после турецкого султана. А раз так, то с ним требуется заключать союз, от которого христианскому миру будет большая польза.

К сожалению, европейские правители пошли другим путем, сделав ставку на разрушение России, что на долгие годы привело к уходу этой страны с мировой политической сцены, зато на Европу навлекло множество бед со стороны усилившихся османов. Но идея России как второго Израиля сохранилась и в ХХI веке обрела новое понимание.

Казалось бы, категорически несвязанные вещи могут соприкасаться в совсем неожиданных местах. Вот еще один пример, Пушкин и евреи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *