Света Стругацкая: Может я плохой еврей?

Света Стругацкая: Может я плохой еврей?

Этот текст, наверное, дался мне сложнее всех остальных, но тем не менее, я чувствую очень большую потребность высказаться. Сразу оговорюсь, что далее могут быть написаны вещи, с которыми не согласятся очень многие израильтяне и евреи, живущие в странах исхода. Но все это – лишь мое субъективное мнение, задетые чувства и желание разобраться в себе и в окружающем мире.

Многие меня спрашивают и даже, будто бы, обвиняют в том, что я пишу только о положительных сторонах жизни в Израиле. И в целом это правда: я сейчас нахожусь на программе, в условиях немного отдаленных от реальности и повседневности. Более того, хочется сказать, что жизнь в Тель-Авиве действительно довольно сильно отличается от остального израильского мира. Тель-Авив безусловно много более светский, толерантный и “западный” город. И в нем соответственно живут такие люди, которые эти условия принимают и считают приемлемыми. И в целом, живя в Тель-Авиве можно не знать “настоящей” израильской жизни, какой ее видят жители других городов и поселений.

Своё будущее здесь я вижу только в этом городе, как раз в связи со всеми вышеперечисленными причинами. Но чем дольше я нахожусь в Израиле, тем больше слышу разных негативных отзывов о Тель-Авиве. Практически все гиды и мадрихи, которых я повстречала за долгие 8 месяцев здесь, считают, что Тель-Авив это “юношеский максимализм” и сознательные взрослые люди выбирают Иерусалим и его окрестности, потому что там “настоящий Израиль”. А уж если ты живёшь в поселении за “зеленой чертой” на непризнанных территориях, это вообще показатель истинного патриотизма, сионизма и вообще всех лучших человеческих качеств.

Вчера мы побывали в городе Хеврон, и эта поездка произвела, наверное, самое большое впечатление на меня вообще за все эти 8 месяцев, сейчас расскажу, почему.

Хеврон находится на непризнанных территориях Палестинской автономии, за “зеленой чертой” на западном берегу реки Иордан. Город существует под контролем одновременно израильской армии и палестинской национальной администрации, при этом он поделён на два района Н1 и Н2, арабскую и еврейскую часть соотвественно (при том в еврейской части также живут палестинцы). В городе проживает около 100000 арабского населения и всего 100(!) еврейских семей. Дело в том, что Хеврон является святым городом для иудеев, наравне с Иерусалимом, так как там находится могила праотцов: библейских Авраама, Ицхака и Якова. (Примечание на полях: никто точно не знает, так ли это, потому что раскопки на территории пещеры праотцов запрещены, так как это святое место).

Света Стругацкая: Может я плохой еврей?

Хеврон – святой город и для мусульман. Еврейское население проживало там непрерывно более трёх тысячелетий с 13 века до н.э. по 1929 год, мусульмане завоевали город в 638 году. Турки управляли городом вплоть до Первой Мировой войны, а затем он перешёл под власть Британской империи, которая не обращала внимания на массовые призывы арабов к уничтожению еврейского населения. В результате, в 1929 году случился массовый погром, в 1936 еврейское население было эвакуировано из города. Однако, в результате Шестидневной войны в 1967 году, Хеврон перешёл под израильский контроль, а в 1968 евреи стали возвращаться в этот город.

Мы побывали в еврейском районе города, и увиденное заставляет задуматься о многих вещах. На улицах перекати-поле. Все в колючей проволоке, мусор, целые улицы закрытых лавок. Повсюду израильские солдаты в полном обмундировании, на каждой автобусной остановке по три минимум. Один из них, лузгая семечки со скучающим видом спросил нас: “а шо вы тут забыли-то?”

Обычных людей на улицах практически не увидишь. Нас привели в гости к еврейскому художнику, который живет и творит в доме, где при погроме в 1929 году, о котором писала выше, зарезали семью еврейского аптекаря, а дом подожгли. Но он отреставрировал его и вот принимает группы, такие как наша, и рассказывает про свою жизнь в Хевроне. Рассказывает примерно в тех словах, что арабы должны убраться из этого города, а “смешанных браков у нас нет, не женимся мы ни на арабах, ни на ослах и верблюдах”…

Света Стругацкая: Может я плохой еврей?

В Хевроне ежегодный приток еврейского ортодоксального населения, что, конечно, обусловлено далеко не низкими ценами и налогами на жильё в этом месте. Евреи переезжают с семьями в этот святой для них город и живут там в постоянной опасности для жизни.

Наряду с Хевроном за “зеленой чертой” находится ещё множество еврейских поселений, которые, естественно, охраняются израильской армией, но при этом, конечно, абсолютно от арабских нападений и терактов не защищён никто. Не защищён никто и внутри официальной границы Израиля, и в любой момент может грянуть что-то страшное.

При этом, в мирное время я безусловно чувствую себя здесь в большей сохранности и спокойствии, чем на темных улицах спальных районов родного Петербурга.

И все это, конечно, замечательно. Проблема заключается в моем еврейском самосознании.

То есть, я уверена, что земля Израиля полноправно принадлежит евреям, что с арабами мы пытались договориться, а в результате при том, что Израиль обеспечивает их жизнедеятельность, арабы хотят стереть его с лица земли. Уверена я также и в том, что без идей сионизма никакого Израиля бы не было, а оставаться без единой страны евреи не должны.

Да и вообще я целиком и полностью влюблена в этот цветущий край и собираюсь здесь жить и рожать детей-израильтян.

Но. Но я хочу тут находится просто потому, что мне хорошо. Мне комфортно, тепло и нигде не жмёт. Я не переезжаю сюда с мыслью о том, что мои прапрапра-родственники шли на эту землю 40 лет по пустыне, а прапра-родственники говорили “в следующем году в Иерусалиме” и молились о возвращении сюда три раза в день и перед каждым приемом пищи. Я не думаю об этом и более того, я боюсь всего этого воинствующего сионизма, как и любых других крайностей человеческих эмоций. И когда гид на программе говорит почти прямым текстом, что если вы сбежите отсюда при первой военной (не дай бог, конечно) угрозе, то чего вы вообще сюда приперлись, мне становится страшно, грустно и обидно. Наверное, это высшая степень патриотизма – когда ты готов при реальной угрозе отдать голову за свою страну, а также посылать своих детей на верную смерть.

Но что мне делать, если я не готова? Может, я плохой еврей и мне не стоит давать израильское гражданство?

Я не знаю. Мне сложно. И я не исключаю того, что пожив здесь, я изменю своё мнение на диаметрально противоположное… но пока так.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *