Как евреи чеснок полюбили

Известно, что после ухода евреев из Египта, они долго скитались по пустыне. Понятно, что им тогда не хватало многих вещей, среди которых были и привычные продукты. А ведь нужда в них была настолько большой, что об этом даже остались записи в библейских текстах.

Как евреи чеснок полюбили

Известно, что после ухода евреев из Египта, они долго скитались по пустыне. Понятно, что им тогда не хватало многих вещей, среди которых были и привычные продукты. А ведь нужда в них была настолько большой, что об этом даже остались записи в священных текстах. В частности, там говорится, как евреи жаловались Моисею на отсутствие в их меню рыбы, огурцов, зелени, дынь, лука и чеснока. Казалось бы, довольно специфический овощ чеснок, пригодный для приготовления далеко не каждого блюда, но евреям его критически не хватало.

Оказывается, чеснок как крайне полезный продукт был известен с очень давних времен. О нем знали в Египте, а ценили это растение настолько высоко, что чесночные головки клали даже в гробницы египетской знати. К столь ценному продукту, естественно, приобщились и евреи, обосновавшиеся в Египте. Для них он стал неотъемлемым ингредиентом субботних трапез. Насколько важным для евреев уже тогда был чеснок, показывает тот факт, что в Талмуде ему посвятили несколько строк.

Этому овощу издавна приписывали очень важные и чудодейственные свойства. Одно их них – повышение тонуса человеческого организма. Удивительным нюансом является и то, что чеснок для евреев – это натуральный афродизиак, который рекомендовалось употреблять по пятницам, так как этот день считается традиционным для исполнения супружеского долга. Мало того, считалась, что он, несмотря на весьма специфический аромат, способствует развитию страстной любви и ослабляет чувство ревности.

В Талмуде евреи, которые празднуют Шабат, называются «едящими чеснок». И это не преувеличение, ведь в состав субботней трапезы обязательно входят блюда с чесноком. Этим, как считается, создается особая атмосфера между представителями семьи. Но это, скорее всего, несколько зауженный взгляд на существующее положение вещей. На самом деле чеснок настолько часто встречается в еврейских блюдах, что его уже давно стали именовать настоящей еврейской едой.

Объяснением этому может служить несколько фактов. Вполне возможно, что евреи одни из первых обратили внимание на антибактериальные свойства чеснока. Однажды, когда в Стамбуле случилась страшная эпидемия чумы, иудеи пострадали от нее в минимальной степени. Считается, что именно чесночный запах предотвратил проникновение инфекции в еврейский район. Может быть, после этого представители этой нации начали развешивать головки чеснока перед входом в свое жилище в качестве своеобразного оберега.

Есть и еще одно интересное наблюдение. В ряде мусульманских общин не поощрялось употребление чеснока в пищу. Те же люди, которые его ели, автоматически переходили в низшую категорию граждан. Так что использование чеснока в таких группах, являлось неким разделителем, не только кулинарных пристрастий, но и собственно общин, даже если они жили в непосредственной близости одна от другой. Наличие чеснока в пище являлось типичным еврейским элементом, и выделяло блюдо в ряду других.

Еврейскую традицию употребления чеснока очень удачно использовала испанская инквизиция. Когда в конце XV столетия в Испании начались гонения на евреев, некоторым из них удалось остаться в стране, приняв католическое вероисповедание. Так они полагали оградить себя от нападок со стороны религиозных фанатиков. Однако нельзя войти в воду, не замочив ноги. Приняв христианство, еврей должен был заодно отказаться и от национальных традиций, в том числе и от употребления чеснока.

В одной из книг, посвященных этому периоду, капеллан севильского архиепископа Эндрю Бернальдес с леденящим хладнокровием описывал, как инквизиторами вычислялись скрытые евреи. Считалось, что если от кого-то исходит запах жареного лука или чеснока, то этот человек, вероятнее всего, относится к еврейской нации. А раз он не расстался со специфическими привычками, то втайне исповедует свою религию, что в Испании XV века было категорически запрещено. Следовательно, к таким людям должны применяться меры насилия. По стране ходили активисты, буквально вынюхивая евреев и их жилища. Дальнейшая судьба выявленных людей, от которых исходил запах чеснока, была незавидной.

В отличие от Испании на землях Германии к еврейским сообществам относились гораздо лучше. Там даже образовался район, который именовался «Чесночными общинами». Он находился поблизости от городов Шпайер, Вормс и Майнц. Столь странное название возникло от объединения начальных букв указанных населенных пунктов в этой же последовательности. Так образовалась аббревиатура ШВМ. Однако в иврите буква В выглядит удвоенной еврейской «ВАВ», которую можно читать У. В итоге, указанная аббревиатура произносилась «ШУМ». А это слово с иврита переводится как «чеснок». Вот и получилась в германских землях Кеилат Шум, то есть чесночная община.

Правда, существует и обратная сторона медали. Антисемиты с периода Средневековья рисовали карикатуры на иудеев, изображая их держащими в руках головки чеснока. А чтобы совсем уж было все понятно, на одежде евреев крепился желтый значок как их отличительный символ, а в руки, кроме головки чеснока, вкладывался мешок с деньгами. Конечно, такое отношение гораздо либеральнее, чем в Испании. Однако не стоит забывать, что после страшной эпидемии чумы евреям в Германии пришлось очень несладко, потому что их грабили, громили, убивали и изгоняли из обжитых мест. А подобные карикатуры стали лишь одним из фрагментов в расчеловечивании евреев в Западной Европе.

Чеснок был и остается важнейшим овощем национальной еврейской кухни, а также растением-оберегом. До сих пор при входе в еврейское жилище можно увидеть висящую связку чеснока, использующуюся в качестве средства от сглаза. Особенно часто такое можно увидеть у евреев-сефардов. Ранее они использовали данный овощ буквально во всех принципиальных для них манипуляциях. Во время процедуры проведения обрезания мальчика рядом с ним на подушке обязательно лежала головка чеснока. Когда проводили «выкуп» первенца мужского пола, гостям церемонии раздавали в подарок этот овощ. Даже если кто-то кого-то расхваливал, на всякий случай произносилась фраза, в буквальном переводе звучащая «пусть он уйдет в чеснок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *