Что евреи думают о человеческой душе?

Что евреи думают о человеческой душе?

Душа (нешама) является личностью, обитающей в любом человеческом теле, функционирующей через него. Лампочка, которая не светит, компьютер без программы, пустой скафандр – вот что являет собой тело при отсутствии души. А вот когда она есть, то и приобретается жизнь в полном смысле этого слова с возможностью думать и чувствовать, видеть, слышать, говорить, обладать волей и желанием.

Всё имеет душу

Душу имеет не только Homo sapiens, но и все творения мира: представители фауны и флоры, даже «неодушевленные» предметы. Собственно существование любого объекта, а не только жизни, призывает поддерживать то, что именуется «искрой Божьей». Именно душа непрестанно насыщает все вокруг значением и жизненной мощью. Она является как двигателем жизни, так и причиной появления в этом мире конкретных творений, их значением и финальной целью. Любая душа является проявлением некоего замысла Господа и Его взгляда на сотворение какого-либо существа.

Уровни человеческой души

Наиболее сложной, считается душа человека. Еврейскими мудрецами она названа пятью именами: нефеш (душа), нешама (дыхание), руах (дух), хая (жизнь), йехида (особенность), которые, по их мнению, являются уровнями или определениями души.

Двигателем земной жизни считается нефеш, интеллектуальным «я» – нешама, эмоциональным «я», воплощением человеческой личности – руах, сверхрациональным «я», местонахождением верности, желания, свободы – хая. А вот гармонию с Божественным Источником, неповторимую сущность Вседержителя воплощает йехида. Ведь суть души – это частица Бога, находящаяся в человеке.

Две души

Мудрые люди вещают о существовании душ, оживляющих личность. Одну из ним они именуют «животная», другую же – «Божественная». Первая – это своего рода двигатель стремления человека к сохранению и совершенствования самого себя. Она присутствует и у других творений. Но лишь человек разумный обладает Божественной душой, которая движима стремлением к воссоединению со своим Источником.

Человеческая жизнь является непрерывной борьбой и взаимодействием между этими душами. Это происходит при желании к уравновешиванию и примирению физических нужд человека с его духовными стремлениями, эгоистических намерений с тяготением к бескорыстию. Две души не сосуществуют вместе внутри тела. По всей вероятности, Божественная душа располагается внутри «животной», которая, свою очередь, находится в теле. Так что все свидетельствует о том, что «частичка Бога» также вдыхает жизнь в «животную» душу. Таким образом, две души в человеке и конфликтуют, и хорошо сочетаются друг с другом.

Выбор

Человек отличается от иных творений, включая и ангелов, Божественной сущностью души. Безусловно, ангелы – это более духовные сущности, однако именно о людях говорится, что они созданы по образу и подобию Всевышнего. Остальные Божьи творения, воплощая вложенное в них создателем, не наделены настоящей свободой выбора. Их склонности и любые действия диктуются исключительно природой. Лишь в человеческую душу Творцом вложена частичка Собственной Сущности. Вот и получается, что душа человека – это уникальное «сверхъестественное» творение, если не считать Господа, которое не ограничивается только своей природой, сущность, могущая превзойти себя, умеющая не только выразить отношение к окружающему миру, но и влиять на него определенным образом.

Необходимость физического существования

Душа рождается в глубоких недрах духовных сфер. Там она приобретает идентичность и получает миссию, выполнить которую можно лишь отправившись в реальный земной мир. Для этого душа помещается в «животную» душу, обеспечивается телом. Именно в нем Божественная Душа преодолевает испытания, заключающиеся в необходимости направить на верный путь противоречивые потребности и желания«животной» души. Эта тайная арена, наполненная постоянными испытаниями, дает возможность душе показать и воплотить собственную Божественную силу.

Наставление и воспитание

В земном мире душа обеспечивается путеводителем, что необходимо для решения проблем физической жизни и приобретения нравственных резервов для ее поддержания. Путеводителем, данным Господом, является Тора, считающаяся «планом творения», направляющим и наставляющим душу для выполнения жизненной миссии. Пятикнижие считается «пищей для души». Поглощение и усваивание Божественной мудрости дает возможность душе получить энергию для преодоления испытаний и выполнения своей миссии.

Заповеди

Выполнение заповедей являются поступками, которые связывают человека с Всевышним. Душа человека, жертвуя деньги на благое дело, исполняя религиозные обряды или совершая иные заповеди при помощи тела, является, по сути, «партнером Господа в создании мира», усиливает Божественное присутствие на земле.

Заповеди являются физическими деяниями, поэтому душа имеет возможность их осуществлять лишь во время соединения с телом и «животной» душой в земном мире. Так что длительность ее физической жизни является единственной возможностью для исполнения заповедей. После ее завершения происходит возвращение души в сугубо духовное состояние. Однако совершенные ею праведные деяния поднимают душу до невиданных высот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *