Еще 3 ученых-еврея, которые бежали от нацизма и изменили мир

Речь пойдет о тех, кого смогли вывезти из Германии и Австрии еще до того, как там начался разгул антиеврейской вакханалии, что позволило миру в дальнейшем получить великих ученых, вложивших большой вклад в науку.

Еще 3 ученых-еврея, которые бежали от нацизма и изменили мир

Саломе Глюксон-Вэлш

Эта женщина к моменту выезда из Германии была уже вполне оформившимся ученым. Она родилась в Данциге (ныне польский Гданьск), выросла в период между двумя мировыми войнами и смогла пережить все «прелести» разрухи времен Веймарской республики. Тем не менее, она получила высшее образование сразу в двух университетах – Кенигсбергском и Берлинском. В 1928 году Саломея уже в качестве научного сотрудника стала трудиться в лаборатории Спеманна Фрайбургского университета, где, следует отметить, ей было работать нелегко.

Еще 3 ученых-еврея, которые бежали от нацизма и изменили мир

Во-первых, она была единственной женщиной в группе Спеманна, а во-вторых, он был сторонником нацистских взглядов. Тем не менее, молодую еврейку терпели за ее грамотность. Довольно скоро Саломея заметила, что Спеманн ошибается в принципе связи между генетическим набором хромосом и эмбриональным развитием плода. Но до поры она считала неразумным выступать против мэтра. К 1932 году сотрудница получила достаточный научный опыт, который позволил ей получить степень доктора наук в родном для себя Фрайбургском университете.

Всю ее работу в Германии перечеркнул приход к власти в 1933 году нацистов. Новоиспеченный профессор была вынуждена эмигрировать в США. Она сначала начала преподавать в Колумбийском университете, а потом ее перешла в лабораторию американского генетика Лесли Кларенс Данн, в которой проработала 17 лет. Благодаря полученному опыту в лаборатории Спеманна Саломея сумела объединить воедино две научные школы – немецкую и американскую. В итоге она обнаружила происходящие в клетках эмбрионов животных процессы, которые до нее никто не замечал. После этого Глюксон-Вэлш начали считать основателем генетики развития млекопитающих.

Женщина активно работала в науке вплоть до 1990-х годов, получив множество научных регалий и наград. Она дожила до 100-летнего возраста, успев обогатить генетику новыми достижениями.

Густав Носсал

Этот еврей австрийского происхождения родился в 1931 году в Верхней Австрии. Возможно, со временем он стал бы известным австрийским врачом, так как медициной начал интересоваться еще в детском возрасте. Однако после аншлюса Австрии в 1938 году в страну проникли нацистские идеи. Семья Носсалов, имевшая еврейские корни, решила не рисковать и в 1939 году эмигрировала из Австрии, выбрав для проживания Австралию – самый удаленный от Европы континент.

Еще 3 ученых-еврея, которые бежали от нацизма и изменили мир

На новом месте Густав пошел учиться Колледж Святого Алоизия, окончив его в 1947 году. Буквально сразу же поступил на учебу в Сиднейскую медицинскую школу, а после ее окончания некоторое время работал в Сиднее в Королевской больнице принца Альфреда. В 1958 году переехал в Мельбурн, где устроился в Институт медицинских исследований Уолтера и Элизы Холл. Его наставником и руководителем стал Фрэнк Макфарлейн Бернет. Вскоре в этом же институте он получил докторскую степень, которая позволила Носсалу в 1961 году получить должность заместителя директора по иммунологии. В 1965, после того как Бернет покинул пост директора института, он стал его руководителем и находился на его посту более трех десятилетий. За годы своего руководства он расширил и углубил сферу исследований института, решил вопросы его финансирования, добился возведения для него нового здания. Кроме того, к работе в институте он смог привлечь ряд передовых ученых.

Однако если бы Носсал занимался только делами своего института, то, вероятнее всего, он не стал бы столь известным, хотя и остался бы в памяти как достойный ученый. Параллельно с руководящей деятельностью вел занятия в Мельбурнском университете, как видный ученый с 1970 по 1973 годы занимал должность президента всемирной организации иммунологов. И в дальнейшем он совмещал общественную работу с научной, занимаясь проблемами фундаментальной иммунологии, написав пять книг и 530 научных статей. Активно занимался проблемами вакцинации, в том числе и среди детей.

Карл Джерасси

Будущий видный ученый родился 29 октября 1923 года в смешанной еврейской семье, жившей в австрийской столице. Его отец, сефард Самуэль Джерасси, был дерматологом и специалистом по венерическим болезням, мать, ашкеназка Алиса Фридман, венским стоматологом. Спустя некоторое время родители развелись, и с тех пор Карл стал жить на два дома: на лето он уезжал в Болгарию к отцу, а остальное время года жил и учился в Вене, кстати, в той же школе, которую посещал Зигмунд Фрейд.

Еще 3 ученых-еврея, которые бежали от нацизма и изменили мир

Аншлюс Австрии не оставил и ему никаких шансов для дальнейшей жизни на родине. Понимая ситуацию, Самуэль возвратился в Вену, вновь женился на Алисе, и уже вновь восстановленной семьей они эмигрировали из страны. На какое-то время остановились в Болгарии. Там молодой Джерасси пошел учиться в Американский колледж, где английский язык. Так как обстановка в Европе все сильнее накалялась, Карл вместе с матерью отправились за океан.

Первое же знакомство с США стало для них кошмаром. В Нью-Йорке таксист отобрал их последние деньги. Полный отчаяния молодой человек написал жене президента Рузвельта письмо, в котором просил выделить для него место в учебном заведении и какую-нибудь стипендию. К счастью, письмо дошло до адресата, и Элеонора Рузвельт помогла несчастным евреям. Карл смог учиться, а некая некоммерческая организация назначила ему стипендию. Также получила работу и мать Карла.

Закончив учебу, молодой человек отправился работать в компанию «Ciba», занимавшуюся разработкой антигистаминных препаратов. Здесь он получил первый в своей жизни патент на изобретение. Параллельно с работой поступил в Политехнический университет Бруклина, из которого перевелся в Висконсинский университет в Мадисоне. В 1945 году получил степень доктора философии в области химии. С этого момента перед Джерасси открылись максимально широкие перспективы в деятельности, связанной с фармацевтикой.

В 1945 году он поступил в «Ciba Pharmaceutical Co.» Спустя некоторое время перевелся в компанию «Syntex», работавшую в Мехико, в которой занимался синтезом гормональных препаратов. В 1951 его работа увенчалась успехом. В группе с другими учеными он синтезировал противозачаточное средство, названное норэтистероном, ставшее первым оральным контрацептивом. После этого Джерасси получил неофициальный статус одного из отцов-изобретателей данных препаратов.

Дальнейшая работа ученого-химика также принесла немало полезного науке и миру. В частности, он впервые попробовал применить технологию искусственного интеллекта в медико-биологических исследованиях, чем добился значительных результатов в конструировании моделей органических молекул. Кроме того, он работал в сфере борьбы с насекомыми-вредителями. За это мир ему очень благодарен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *