Как Нормандские острова превратились в острова смерти

Люди, только начинающие соприкасаться с историей Второй Мировой войны, с удивлением обнаруживают тот факт, что часть территории Британии была оккупировала войсками Германии.

Как Нормандские острова превратились в острова смерти

Это группа Нормандских островов, расположенных в проливе Ла-Манш. После провальных оборонительных боев во Франции в 1940 году британское правительство не только вывело войска с континентальной Европы, но и оставило на произвол судьбы свои же Нормандские острова, посчитав их не имеющими стратегического значения.

Все, что ими было сделано, так это то, что с островов эвакуировали мужчин призывного возраста, а остальных, вплоть до администрации данных территорий, оставив на милость победителей. Конечно же, получить столь важный архипелаг в проливе Ла-Манш для немцев оказалось большой удачей, и они постарались сделать здесь неприступный бастион, самой природой придвинутый максимально близко к побережью Великой Британии. Собственно, так и произошло: через Нормандские острова протянулась часть «Атлантического вала» – системы укреплений, обустроенной гитлеровцами от Скандинавии на севере до испанской границы на юге.

На Олдерни, третьем по величине в группе Нормандских островов, немцы организовали сразу четыре концлагеря, которые стали последним пристанищем для большого числа находившихся там узников. Любящие порядок немцы каждому из них дали собственное название: «Боркум», «Гельголанд», «Зильт» и «Нордерней». Не особо заморачиваясь, они присвоили лагерям наименования островов Фризского архипелага, расположенного в Северном море.

Первыми узниками лагерей на Олдерни стали проживавшие на островах евреи, значительной число из которых оказались беженцами из той же Германии и Австрии. Впоследствии к ним «присоединились» военнопленные и евреи из материковой Европы. Задача заключенных как раз и состояла в том, чтобы строить укрепления на островах Нормандского архипелага. Количество узников во всех четырех лагерях на Олдерни было около 6000 человек.

Стандартный рабочий день насчитывал 14 часов. Тех, кто в силу истощения уже не мог работать, сначала избивали, а потом убивали, прикапывая тела погибших в одном из бесчисленных массовых захоронений. Питание узников в связи с нахождением лагерей на острове было еще более скудным, чем в таких же заведениях на континенте. Голодных людей, пытавшихся украсть хоть немного еды со склада или из кухни, показательно вешали на воротах лагеря, после чего неделями не снимали тела несчастных в назидание остальным.

Отдых заключенных также был очень относительным. Так в лагере «Зильт», почти полностью еврейском, бараки для заключенных были переполненными. На человека в нем приходилось около одного квадратного метра площади. Из-за скученности массово возникали болезни, а единственным средством лечения у нацистов была физическая ликвидация больных. То же самое происходило с людьми, получившими увечья в ходе работы или от избиения надзирателями. Что интересно, лагеря на Олдерни действовали вплоть до июня 1944 года. Последних заключенных оттуда вывезли на континент перед самой высадкой десанта в Нормандии.

Примечателен и другой факт. Немецкий гарнизон на Нормандских островах не прекратил свое существование даже после высадки союзных войск в Нормандии. Он держал оборону еще почти год, сложив оружие лишь 16 мая 1945 года, уже после капитуляции Германии. Понятно, что практически сразу же после освобождения Олдерни здесь начали работать специальные команды, подсчитывавшие нанесенный инфраструктуре островов ущерб, а также собирающие информацию о преступлениях в концлагерях острова.

Удивительно, но при всех ужасах, творившихся в расположенных на Олдерни концлагерях, официально озвученное число погибших в них узников составило даже 700 человек. Вся остальная информация об этом оказалась засекреченной. Мало того, под гриф «секретно» попал и отчет капитана британской армии Теодора Панчеффа, составленный им в 1954 году. Кстати, срок снятия грифа «секретно» с его доклада наступит еще нескоро – только в 2045 году. А пока что исследователи могут довольствоваться лишь результатами собственных изысканий да немногочисленными рассекреченными отрывками доклада Панчеффа.

Кстати, и власти Олдерни без энтузиазма воспринимали попытки историков исследовать территории бывших лагерей. Даже спустя десятки лет после окончания Второй мировой войны они всячески препятствовали исследовательским работам. Отговорка была такова: «Это может негативно сказаться на туристическом имидже Одлерни». Причем их не впечатлял даже статус исследователя. Когда на острове попыталась проводить изыскания археолог из Стаффордширского университета Кэролайн Стерди Коллс, она столкнулась с огромными трудностями.

Ответ на непонятное сопротивление официальных властей Олдерни кроется в том самом засекреченном докладе капитана Панчеффа. Британский историк Маркус Робертс, по его словам, смог-таки добраться до засекреченного досье. И в нем вскрылись крайне неприятные для британцев факты. К примеру, попавшие под оккупацию королевские подданные оказались не слишком большими патриотами страны. Они охотно сотрудничали с оккупантами и даже помогали выявлять укрытия местных евреев. Мало того, все время оккупации на Олдерни действовала местная администрация, которая никуда не эвакуировалась в 1940 году. Под ее крылом выпускалась даже газета, имевшая пронацистскую направленность.

Сейчас же, когда в дело вмешался Израиль, и почитание жертв Холокоста стало среди западного политического истэблишмента стало нормой, власти Олдерни резко сменили тональность разговора. Ныне они всецело поддерживают проведение изысканий на территории местных концлагерей, и внезапно по поводу нацистских преступлений на острове стала поступать совершенно иная информация. Как оказалось, число погибших в 700 человек абсолютно не отражало настоящие размеры преступной деятельности нацистов.

На данный момент предполагается, что здесь существуют не менее 80 массовых захоронений узников. Учитывая длительность нахождения лагерей на Олдерни, количество содержавшихся в них заключенных, а также отношение надзирателей к узникам, счет погибших может исчисляться тысячами. По словам того же Маркуса Робертса, только евреев могло погибнуть свыше 3000 человек. А ведь там содержались и представители других национальностей, в частности, военнопленные из разных стран. По крайней мере, советские граждане там были. Свидетельством тому является факт удачного побега. В мае 1944 года благодаря помощи французских рыбаков, с Олдерни сбежал советский военнопленный Виктор Тюрин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *