Об иудаизме и священных еврейских книгах – кратко и доступно

Об иудаизме и священных еврейских книгах - кратко и доступно

Евреи и иудаизм – понятия практически неразделимые. Даже если еврея в какой-то момент вынуждают принять другую религию, спустя некоторое время, если не он сам, то его потомки возвращаются к своей базовой религии. Попробуем с точки зрения современного человека разобраться, что же такое иудаизм, чем он так важен для евреев, на чем базируется.

В иудаизме есть основа, доктрина и цель. А вся история евреев, как и история иудаизма, по сути, является не чем иным, как реализацией Божественного плана Творения. Иными словами, человек своими действиями должен очистить мир до такого состояния, чтобы Бог мог в нем присутствовать. Теперь рассмотрим ситуацию более конкретно.

Основа иудаизма

Главным здесь является глубокая религиозность, совмещенная с этической идеей. Единство человеческого рода – ее исходная точка. Отсюда следует, что не расовые признаки разделяют людей и народы, которым они принадлежат, а нравственность.

Еще одним основанием иудаизма является строго последовательный монотеизм. Человек должен признать, что Бог един, а все существующее мироздание создано только волей Господа и никого другого. Отсюда следует, что Всевышний не является одной из сил природы. Он ее создатель, властитель и хранитель.

Доктрина иудаизма

Согласно ей утверждается, что Бог един, вечен и всемогущ. Он руководит движением человечества, оставляя при этом каждому отдельному индивидууму определенную свободу воли. Но тот же отдельный человек способен познать Бога только в той мере, в которой Он являет себя. Однако есть люди, именуемые пророками, через которых Он общается с остальными людьми.

Цель иудаизма

Основной целью иудаизма является установление царства мира и справедливости. Это случится после прихода на землю посланника Бога – Мессии. Этот избранный Всевышним посланник будет продолжателем рода царя Давида. Под предводительством Мессии для человечества наступит период изобилия, люди признают единого Бога и примут Его власть. Евреи же избавятся от своих прегрешений и как один вернутся на Святую Землю.

Как в любом общественном движении существуют основополагающие документы, базирующиеся на высказываниях их лидеров либо работах основателей движения, так и в иудаизме существует своя документальная основа. Ею является Тора, от которой произошла Библия, а точнее – Ветхий Завет. Это не одна книга, а сборник из 24 работ, написанных людьми разных эпох, однако все эти люди вдохновлялись самим Богом.

Условно Танах можно разделить на 3 части, в которых ядром является первая из них.

Тора

Тора считается базовым документом Библии. Она получена Моисеем на горе Синай и фактически оказалась письменным продолжением Союза, который Бог заключил с Авраамом столетиями ранее. Для евреев Тора стала основным Законом, где определены взаимные обязательства сторон. В ее состав входят 5 книг, отсюда и другое название сборника – Пятикнижие.

Бытие – первая книга, в которой описываются Сотворение мира, Всемирный Потоп и события, связанные с появлением первых евреев: Авраама, Исаака и Иакова. Учитывая, что первые евреи жили достаточно долго, то и временной промежуток, описываемый в Бытии, составляет несколько сотен лет.

Исход – вторая книга Торы, где идет речь об освобождении евреев из египетского рабства и событиях, происходивших в период их хождения по пустыне. Именно здесь представлены знаменитые «Десять Заповедей», которые являются обязательными к исполнению всеми без исключения людьми, и впоследствии признанные христианами. Если кратко их изложить, то звучат они, примерно, так:

1. Да не будет у тебя других Богов, кроме Меня

2. Не создавай себе кумира

3. Не произноси имени Господа понапрасну

4. Помни день субботний

5. Почитай родителей своих

6. Не убивай

7. Не прелюбодействуй

8. Не кради

9. Не лжесвидетельствуй

10. Не желай имущества ближнего твоего.

Левит – третья книга Торы, в которой излагаются законы и ритуальные предписания, данные Всевышним Моисею.

Числа являют собой подборку историй 12 колен Израилевых до прихода их в Святую Землю.

Второзаконие – книга, содержащая повторение Завета с призывом к его соблюдению.

Невиим

Следующая часть Танаха включает 8 книг Пророков. Все они (книги Иешуа (Иисуса Навина), Судей, Самуила, Царств, Исайи, Иеремии, Иезекииля, 12-ти «малых» Пророков) написаны уже на Святой Земле.

Ктувим

Эти книги, именуемые как агиографии, завершают тексты Танаха. В данный сборник вошли: Псалтирь, книга Иова, Притчи Соломоновы, книга Руфь, Песни Песней Соломона, книга Экклезиаста, Плач Иеремии, а также книги Эсфирь, Даниила, Ездры, Немии и Паралипоменон.

Довольно долго Тора была единственной религиозной книгой евреев. Однако ее тексты часто имели неопределенный характер, к тому же часть их требовала разъяснений. Это делали раввины, применяя тексты Пятикнижия к различным жизненным ситуациям. Так возникла «устная Тора». Однако со временем комментариев стало настолько много, что их потребовалось упорядочить и изложить в письменном виде. Этим во II веке н.э. занялся раввин Иегуда. Так на свете появилась Мишна – книга, в которой рассматриваются наряду с религиозными проблемами конкретные житейские вопросы.

Но и Мишна с ее разъяснениями Торы оказалась слишком сложной для понимания простыми людьми. Раввины начали дополнять ее собственными комментариями, именуемыми Гемарра. Когда же Мишну и Гемарра соединили вместе, евреи получили Талмуд. Но, как показало время, и Талмуд оказался не окончательным трудом, регламентирующим жизнь евреев.

Со временем он был дополнен еще одним сводом комментариев, которым стал Мидраш. Комментарии к Торе, вошедшие в Мидраш, не носят юридического характера, однако их следует учитывать в повседневной жизни.

Исходя из того, что вся жизнь еврея вне зависимости от его статуса является сплошным ритуалом, потребовался некий официальный свод правил, который разъяснял бы как, в какой последовательности и когда следует выполнять определенное действие. Так появилась Галаха – книга, являющаяся тем самым сводом правил. Пища, занятия, поступки – все в ней четко регламентировано и поделено на священное и мирское, обязательное и необязательное, разрешенное и неразрешенное. Теперь, начиная от пробуждения и заканчивая отходом ко сну, еврей знает, что ему делать и в какой конкретно момент.

Так же, как Мидраш дополняет Талмуд, Галаху дополнила Агада – сборник текстов морального, образовательного и поучительного характера.

Завершает перечень важнейших для евреев книг Каббала. По сути, это не столько отдельная книга, сколько сопутствующее иудаизму течение мысли. По всей видимости, Каббала возникла в Вавилоне, а оттуда со временем проникла в Европу. По крайней мере, в Испании и Германии XIII века о каббализме знали. Приверженцы этого учения трактовали Тору совершенно не так, как это делали классические иудеи.

Каббала трактует Всевышнего не как существо, постигаемое посредством логики. Так как Бог – Творец, то между Ним и его Творением существует постоянное взаимодействие. Фактически Он находится в постоянном общении, как со всей Вселенной, так и с каждым человеком в отдельности. А молитвы и всевозможные религиозные церемонии – это всего лишь символы выражения настроения человеческой души.

Мало того, каббалисты, согласно собственному учению об «Эн-Соф», не могут трактовать Бога в положительном ключе. По их мнению, понятие Господа может быть исключительно отрицательным, так как любое положительное определение ограничивает Его значение. Кроме того, каббалисты придают особое значение учению о перевоплощении и переселении душ. Они считают, что человеческие души, прежде чем вернуться к своему источнику, в продолжение жизни людей должны достигнуть полного развития и помочь выполнить возложенные на них миссии. Если же душа в совокупности с человеком не выполнила этой задачи, ей придется перевоплотиться в другое тело и начать все заново. И так будет продолжаться до тех пор, пока миссия не будет выполнена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *