Израильская история знает случаи, когда ее иудейское население вполне мирно уживалось с представителями исламской религии. И не просто сосуществовало, а активно сотрудничало, предоставляя другим народностям не только все права, доступные евреям, но и давая им возможность развивать собственную самобытную культуру. Одной из таких народностей являются черкесы – представители западно-кавказской абхазо-адыгской национальной группы.
История появления черкесов на территории современного Израиля уходит в XIX столетие. Тогда Российская империя, укрепляя собственные южные границы, вела длительную и кровопролитную Кавказскую войну, стремясь подчинить себе горские народы. Относительно малочисленные горцы не могли сопротивляться бесконечно долго, поэтому войну на истощение они проиграли. Часть черкесов приняла условия победителей. Оставшись под покровительством Российской империи, они до настоящего времени проживают на Кавказе, именуясь во время переписей населения не только черкесами, но и шапсугами, адыгейцами и кабардинцами.
Другая часть горцев, не принявшая условия России, эвакуировалась в Османскую империю. Турки, знавшие черкесов как опытных бойцов, с радостью приняли их у себя, отправив обживать малонаселенные районы собственной империи. Так данная народность компактными группами появились на территориях нынешних ближневосточных государств, в число которых входили Сирия, Иордания и Ирак. Кроме того, некоторое количество черкесов было расселено в Галилее, которая впоследствии стала составной частью современного государства Израиль.
Примерно 100 лет назад, когда победители делили земли Османской империи между собой, две деревни (Рехания, Кфар-Кама), населенные черкесами, оказались на территории Эрец-Исраэля. В те времена в них жили порядка 900 человек. Кфар-Хама в своем составе имела преимущественно представителей шапсугской ветви черкесов, а в Рехании – абадзехской. Интересно, что с поселенцами еврейской национальности они изначально завели добрососедские отношения. Примером такого сотрудничества может служить помощь черкесов в благоприятствовании нелегальной еврейской миграции, которая происходила в тридцатых-сороковых годах прошлого века, когда власти Британии, невзирая на гонения евреев в европейских странах, запретили им въезд в Палестину. Черкесы служили в полицейских формированиях и Трансиорданских пограничных войсках, поэтому имели возможность помогать иудеям. Кроме того, будучи мусульманами-суннитами умеренного толка, они сохраняли нейтральную позицию в моменты вспышек конфликтов между евреями и арабским населением, периодически происходивших в двадцатые-тридцатые годы минувшего столетия.
Когда же было провозглашено независимое государство Израиль, из черкесов сформировали объединенный отряд кавалерии, куда вошли жители двух вышеназванных поселений. Это формирование даже участвовало в боевых операциях первой арабо-израильской войны, совместно с евреями отражая наступление объединенных арабских вооруженных подразделений. В дальнейшем он использовался для борьбы с контрабандой, особенно активно происходившей на границе с Ливаном. В дальнейшем отряд расформировали. В 1958 году по просьбе обитателей обеих черкесских сел их представителям предоставили право служить в ЦАХАЛ, что несколько снизило и проблему занятости жителей данных населенных пунктов.
Сейчас количество людей данной национальности, живущей в Израиле, приближается к 4 тыс. человек. Поселки, в которых они проживают, развиваются наравне с остальными еврейскими поселениями. В них есть водоснабжение, электричество, проведены телефонные сети. С начала 1950-х в Кфар-Хаме действует муниципальный совет. Несколько позже аналогичный орган власти был создан также в Рихании. В поселках функционируют медицинские центры, образовательные заведения, в числе которых ясли, детсады, школы, развивается культура и спорт. Власти Израиля добиваются, чтобы уровень жизни в этих поселках не отличался от общеизраильского, поэтому стараются, чтобы черкесы не были ущемлены в праве выбора профессии. Даже для слабого пола находится сфера применения. Более половины женщин Кфар-Хамы и Рихании трудятся, как правило, воспитателями или учителями.
Следует упомянуть о системе образования, действующей в черкесских селах. Самая первая школа с начальным курсом обучения была создана в селе Кфар-Хама еще в XIX столетии. После ее окончания черкесы могли продолжить учебу, что многие из них и делали. Некоторые из них впоследствии даже получали высшее образование в университетах Каира и Стамбула. Довольно долгий период учеба в черкесских средних учебных заведениях велась исключительно на арабском языке. После 1977 года обучение было переведено на израильский стандарт с преподаванием на иврите. Это предоставило подрастающему поколению больше возможностей при поступлении в высшие учебные заведения Израиля или устройстве на работу.
Важным фактором стало появление в школьной программе адыгского языка, а точнее его шапсугского и абадзехского диалектов, постоянно использующихся черкесами на бытовом уровне. Данное нововведение произошло в 1976 году, и тогда же учащимися начала использоваться при его изучении кириллическое правописание. Родной для черкесов язык начинает изучаться с шестого года обучения. Пособия печатаются в Израиле, однако в качестве базовой основы взяты учебники, использующиеся в Республике Адыгея. Кроме того, в школах как иностранные языки преподаются английский и арабский. Чтобы быть в курсе современных лингвистических наработок в адыгском языке, преподаватели черкесских поселков стажируются в республиках Российской Федерации – Адыгее и Кабардино-Балкарии. Параллельно это способствовало укреплению дружественной связи между представителями разделенного народа. Кстати, израильские черкесы со своими северокавказскими соплеменниками наладили связи еще в 1959 году. Регулярные же визиты на свою историческую родину начались с наступлением 1990-х, когда сначала в СССР, а потом в новой России полностью сменилась идеология.
Воссоздание связей черкесов с бывшим отечеством имели и другие последствия. С середины 1960-х в Кфар-Хаме начали выпускать журнал «Черкес», печатающийся сразу на иврите и адыгском языке. С его страниц черкесы, живущие в Израиле, узнавали информацию о тех событиях, которые происходили на исторической родине, о том, как живут их соплеменники в других государствах. Параллельно там печатались новости своих сел, а также материалы, позволяющие лучше изучить особенности адыгского языка. Сформирована также была творческая группа, специализирующаяся на исполнении черкесских народных танцев.
Но и это еще не все. С 1991 года в Кфар-Хаме работает общество «Нафна», специализирующееся на сбережении культурного наследия черкесов. Попутно оно занимается поддержанием и усилением связей с оставленной некогда родиной. А начиная с 1993 года, в обоих селах начал действовать Черкесский институт, изучающий историю, культуру кавказских народов. База его находится в Рихании, а в Кфар-Хаме располагается его филиал. Среди направлений деятельности института есть и такие как повышение квалификационного уровня преподавателей-языковедов, углубленное изучение адыгского языка. Все эти меры привели к тому, что израильские черкесы не забывают собственную историю, язык, культурные обычаи, зная их лучше, чем их соплеменники в других странах мира за исключением России.