История этого человека, будущего известного врача-психиатра, начинается в кайзеровской Германии. Его имя стало известным, когда он был еще совсем молодым доктором. Впоследствии он выпустил несколько книг по своей специальности, которые у современный психиатров и сейчас пользуются популярностью. К сожалению, на своей родине его практически не помнят, а книги не переиздают. Зато в других странах он считается классиком психиатрии. Его наработки и некоторые методики применяются до сир пор. Широкой же публике его имя известно по одному оригинальному факту: в разные годы ему пришлось обследовать и ставить диагнозы двум известным диктаторам: Гитлеру и Сталину. Звали этого врача с необычной судьбой Артур Кронфельд.
Будущий именитый психиатр родился в 1886 году. Он стал первым сыном в семье берлинского адвоката, еврея по национальности, и немецкой женщины. Семейство было весьма состоятельно, что позволило Артуру получить прекрасное образование. Когда для молодого человека настало время выбора профессии, он ею оказалась психиатрию. К 26 годам он стал настолько опытным специалистом, что с успехом защитил докторскую диссертацию.
Научный спор прервался самым нелогичным образом. В 1914 году началась Первая мировая война, и Кронфельд попал под мобилизацию. Он был отправлен на фронт, где отважно сражался. Подтверждением этому служит высокая награда – крест Мекленбурга-Шверина II класса. Три года Артур участвовал в боях мировой войны, пока не получил серьезное ранение в голову, после чего отправился в госпиталь. На фронт он больше не вернулся.
В 1918 Кронфельд женился, выбрав себе в качестве супруги красивую молодую немку. Для девушки это стало источником множества волнений и переживаний, ведь к евреям в Германии даже тогда относились с подозрением. Родственники и друзья отговаривали ее от столь опрометчивого, по их мнению, поступка, однако она осталась непреклонной, вышла замуж, разделив с супругом общую судьбу.
Возвратившись в мирную жизнь, Кронфельд вновь занялся психиатрической практикой. В это время он разработал новый метод лечения шизофрении – так называемый, инсулиновый шок. Данный метод подразумевал введение больному большой дозы инсулина, после чего тот впадал в кому. После того как пациент выходил из комы, симптомов болезни у него уже не наблюдалось. К сожалению, этот метод помогал ненадолго. Спустя некоторое время шизофрения возвращалась. Метод был признан неудачным, а впоследствии и вовсе запрещен к использованию.
Новое направление во врачебной практике Кронфельда произошло в 1919 году, когда близкий друг Артура организовал Берлинский Институт сексуальных наук. 33-летнему доктору была предложена одна из руководящих должностей. Новый институт развил довольно бурную деятельность, изучая столь специфическую сторону человеческой природы, и даже организовал в 1921 году научную конференцию, на которой рассматривались разные проблемы, связанные с сексуальными вопросами.
Вполне вероятно, что организация такого учреждения несколько опередила время. Консервативная часть немецкого общества, считая, что столь интимная сторона человеческой жизни не должна обсуждаться публично, а уж тем более подвергаться научным исследованиям, категорически противилась существованию научного заведения. Сотрудники института подвергались нападкам, а их самих именовали извращенцами. Спустя некоторое время библиотека заведения вообще была сожжена погромщиками из числа нацистов.
Тем не менее, о Кронфельде как враче-психиатре не забывали. В начале 1930-х годов в Германии обострилась политическая борьба между партиями различного направления. Набиравшего силу будущего фюрера его противники обвиняли в сумасшествии. Чтобы опровергнуть подобные заявления, нацистские функционеры не придумали ничего другого, как обратиться к именитому психиатру, отодвинув на некоторое время в сторону тот факт, что Кронфельд являлся евреем.
Добросовестно понаблюдав за свои подопечным несколько дней, Кронфельд поставил неутешительный диагноз: эксплозивная психопатия. Сказать, что подобный вердикт вызвал неудовольствие у нацистских лидеров – не сказать ничего. Обвинение верховного вождя в психопатии сразу разу же определило Кронфельда в число врагов Гитлера, и едва только тот пришел к власти, как именитому врачу запретили его деятельность.
От еще больших угроз семья Кронфельдов смогла бы уйти, эмигрировав в Швейцарию, однако там им не дали им политического убежища. Государственные чиновники бездушно отказали в помощи людям, даже зная, что незадолго до этого психиатр вошел в число самых выдающихся врачей. Однако выбирать не приходилось, и Кронфельд, временно поселившись вместе с женой в частном санатории Les Rives de Prangins, отправил прошение о помощи представителям Советского Союза. Его просьба была оперативно рассмотрена, и вскоре семейство переехало в СССР.
Для именитого еврейского врача на новой родине сразу же нашлись работа и кров. Ему немедленно была выделена трехкомнатная квартира, предложена работа в наркомате обороны, где Кронфельд выполнял секретный заказ–разработку методики отбора абитуриентов, поступающих в авиационные училища. Интересно, что созданные им в далекие от нас 1930-е годы психологические тесты, актуальны и сейчас.
Учитывая, что о приезде видного врача из Германии восторженно написали практически все главные советские газеты, у Кронфельда не было недостатка в пациентах. Мало того, что он сотрудничал с силовыми ведомствами, у него проходили обследования высшие партийные чиновники, включая и самого Сталина. А о его лечении дочери Льва Троцкого Зинаидой Волковой спустя 50 лет в Британии сняли фильм.
В это время талант Кронфельда проявился не только во врачебной практике, но и в изучении языка. Всего за год немецкоговорящий врач настолько хорошо выучил русский, что мог без переводчика проводить публичные лекции. Итогом бурной врачебной деятельности стало получение советского гражданства и руководящей должности в одном из отделений Московского института психиатрии.
К сожалению, деятельность Артура Кронфельда в Советском Союзе оказалась не слишком долгой. Его жизнь, так же как и его жены, оборвалась в 1941 году. Известный врач успел еще написать книгу «Дегенераты у власти», в которой дал психиатрический диагноз как самому Адольфу Гитлеру, так и его ближайшему окружению. Поначалу книга была издана в количестве 50 экземпляров, предназначенных исключительно для служебного пользования. Однако в канун Великой Отечественной войны руководством страны было принято решение выпустить ее большим тиражом. Предполагалось, что это создаст у советских граждан необходимый образ немецкого руководителя.
Начало боевых действий было неудачным для советской стороны, и фашистские войска очень скоро оказались у самых пригородов Москвы. Опасаясь, что город может быть захвачен, не желая попасть в руки нацистов, чета Кронфельдов приняла роковое решение: принять смертельную дозу веронала. В той неразберихе, которая творилась поздней осенью 1941 в Москве, на смерть двух пожилых людей никто не обратил внимания.