Он начинал как режиссер-документалист, воспроизводя жизнь Максима Горького, смерть Анны Ахматовой, снимая хроники о Соловках. Однако его документальные киноленты не доходили до зрителей, оставаясь на полке. Тогда он ушел в игровой кинематограф, в котором и прославился в 1983 фильмом-драмой «Торпедоносцы». Речь идет о Семене Давидовиче Арановиче, изначально бывшим военным летчиком, а затем ставшим известным кинорежиссером, а впоследствии народным артистом России.
Свою летную карьеру молодой Аранович начал в 1955. Именно тогда он, окончив николаевское Высшее военно-морское авиационное училище, отправился служить в Заполярье и на Соловецкие острова. Однако в конце 1950-х после авиакатастрофы Семену пришлось радикально изменить род занятий. Доктора, вернувшие его к жизни, категорически запретили ему летать.
Как офицера его без проблем зачислили в мастерскую кинорежиссера Романа Лазаревича Кармена, учившего снимать документальные фильмы. Маститый хроникер прославился репортажами, которые смотрели все советские зрители. Он снимал гражданскую войну в Испании, вел кинохронику Второй мировой войны. А в 1960 Кармен стал преподавателем ВГИКа.
По окончании института кинематографии Аранович практически сразу был замечен благодаря своей документальной киноленте о постановке режиссером Георгием Товстоноговым чеховской пьесы «Три сестры» в ленинградском БДТ. Уже тогда, снимая игру О. Басилашвили, Е. Копеляна, Т. Дорониной и других знаменитых актеров, он не просто фиксировал то, что видел, а сочувствовал героям.
В марте 1966 умерла выдающаяся поэтесса «серебряного века» Анна Андреевна Ахматова. Узнав об этом, Семен отправился снимать ее отпевание и процесс похорон. В это время Аранович работал над фильмом «Друг Горького – Андреева», но приостановил съемочный процесс, чем вызвал недовольство руководства студии «Ленфильм». О том, что режиссер принял правильное решение, стало ясно позже, когда отснятые им кадры вошли в его же фильм «Личное дело Анны Ахматовой». К слову, кинолента «Друг Горького – Андреева» также оказалась удачным проектом, в котором были использовано множество фотографий. Фильм оставлял ощущение не документального, а игрового кино.
В 1960-е работа шла очень продуктивно. Арановичем были выпущены и смонтированы фильмы о Дагестане, Соловецких островах, о М. Горьком, а также о простых людях, в число которых вошли летчики, учителя, музыканты. Правда, в тот период они были оценены как «излишне достоверные» и отправлены на полку.
Естественно, что талантливой личности такое положение вещей пришлось не по нраву. В начале 1970-х годов Семен Давидович принял решение снимать игровое кино. «Входным билетом» в этот мир стал его фильм «Красный дипломат», посвященный определенным страницам жизни наркома внешней торговли Л. Красина. А дальше была кинокартина «Летняя поездка к морю», где Аранович проявил себя уже в качестве большого режиссера художественного кино. За весьма легкомысленным названием киноленты скрывалось тяжкое бремя съемок на островах Севера. Впрочем, режиссер именно этого и искал. В фильм было взято лишь несколько профессиональных артистов. Мальчишек же, отправлявшихся по сценарию на сбор птичьих яиц для поддержки сил раненых солдат, играли юные колонисты. Аранович полагал, что это усилит достоверность изображаемого. Приключенческий фильм с беспризорными пацанами превратился в шпионский ужастик. Увы, но это творение до широкой публики не добралось. Бдительная советская цензура разрешила продемонстрировать «Поездку» лишь в провинциальных кинотеатрах.
А затем были «Торпедоносцы» – фильм, за который Аранович получил множество наград. В кинодраме, относящейся к шедеврам советского кинематографа, сыграло созвездие советских актеров: В. Глаголева, С. Садальский, А. Жарков, Р. Нахапетов. Будничная охрана воздушных границ СССР в период четвертого года войны изображалась вполне спокойно. Но смерть на войне не заставляла себя долго ждать, приходя совершенно неожиданно. Тогдашние зрители близко и остро восприняли происходящие в фильме события, да и сейчас чувства и переживания героев остаются актуальными. Режиссера отметили призом Всесоюзного кинофестиваля, врученным ему в Киеве, и Государственной премией Советского Союза. Миллионы зрителей в 1980-е годы посмотрели «Торпедоносцев». Да и сейчас эта кинодрама, имея высокие рейтинги, признается одним из наиболее реалистичных фильмов о войне. Интересна работа актеров, целиком погруженных в происходящее либо растерянных в нем. Архивная хроника чередовалась с игровыми съемками, что давало эффект волнующего, но при этом почти документального повествования.
Многосерийный фильм «Противостояние», который демонстрировался на телеэкранах в 1985, снят практически в той же манере. Его основой стали реальные события, но с примесью авторской фантазии. Перед зрителями разворачивается философская история о войне и ее неприглядных последствиях. Образ полковника УГРО Костенко, воплощенный О. Басилашвили, настолько реалистичен, что зрительская аудитория перестала узнавать в персонаже знаменитого актера.
1980 годы стали для Арановича временем возвращения в документальное кино. Он смог создать поистине монументальные киноленты о Д. Шостаковиче, А. Ахматовой и т. д. Следующее десятилетие ХХ столетия режиссер начал со сталинской темы, вызвав большой шок своими двумя картинами: Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии», «Я служил в аппарате Сталина, или Песни олигархов». Нелегко давались эти фильмы. Долго пришлось уговаривать майора в отставке, сотрудника охраны вождя с 1935 до его смерти А.Т.Рыбина.
В 1990-е мастер был поставлен руководить кафедрой киноискусства университета кино и телевидения в Санкт-Петербурге. Времена были нервные, безденежные, анархические. Арановичу и его товарищам вменили в вину развал «Ленфильма». Режиссера больно зацепило то, что ему отказали в должности председателя правления санкт-петербургского Союза кинематографистов. Да и здоровье подкосилось. Диагностированная злокачественная опухоль развивалась стремительно. Не помогло даже лечение в Германии. В сентябре 1996 режиссер скончался. Похоронили его на еврейском кладбище Гамбурга.