Эта женщина стала выдающимся фотомастером минувшего века, неординарным документалистом, личностью, судьба которой осталась тайной. Ее называют странной за то, что она всю жизнь искала себя и видела совершенно иную красоту. Она покинула земной мир, будучи на вершине своего признания и популярности, оставив после себя поистине достояние мирового уровня, представляющее собой совершенно иные взгляды на темы, которые в обществе считались табуированными, на мир и его устройство. Глядя на мир в объектив фотоаппарата, эта неординарная женщина создала абсолютно уникальный стиль в фотоискусстве, отображая плоть и суть каждодневной жизни в противовес гламурной действительности, считающейся образцовой.
Детство и взросление
Речь идет о Диане Арбус (Немиров), родившейся в 1923 в Нью-Йорке. Она была дочерью владельца мощнейшего в те годы модного мехового магазина «Рассекс», главы респектабельного еврейского семейства. С детских лет девочка, проживая в элитном районе города, находилась в привилегированном положении. Она училась в престижной школе, нахождение в которой было доступно лишь неприлично богатым евреям.
Жизнь Дианы, казалось, была предсказуемой. Ведь она была обеспечена материальными благами со дня своего рождения. Однако уже в довольно юном возрасте девочка оказалась настоящей своевольной и упрямой бунтаркой. Перед своим 14-летием она, влюбившись в молодого работника из отцовского магазина, коим оказался мечтавший о бродвейской сцене Аллан Арбус, твердо заявила отцу и матери, что в определенное время обязательно выйдет за него замуж.
Ясно, что состоятельное семейство с претензиями на аристократичность было не в восторге от такого решения дочери. Чтобы как-то умерить пыл Дианы, родители отослали ее в Каммингтон для обучения в школе искусств.
Замужество как освобождение от родительской диктатуры
Став совершеннолетней, Диана исполнила свое обещание. Она стала женой Аллана. По всей видимости, страсть 14-летней девочки-подростка в отношении молодого мужчины несколько поостыла, но для 18-летней особы замужество стало освобождением от чрезмерной родительской опеки и необходимости быть приличной леди.
Это действительно был вызов респектабельному состоятельному семейству. Ведь ее мужем стал бедняк, мечтающий стать актером. Она пошла поперек общественного мнения, сделала так, как посчитала нужным. Кроме того, девушка триумфально преодолела первое препятствие, вставшее на ее поистине удивительном творческом пути. Действительно странно, что ребенок, с детства посещавший дорогостоящие уроки рисования, учившийся в престижной школе искусств, оказался способен не просто видеть иную сторону жизни, но и понимать ее красоту, впоследствии показав этот неприкрашенный мир людям.
По воспоминаниям Дианы, богатство ее семейства, едва она стала осознавать себя, вызывало отторжение. Вполне возможно, что «жизнь напоказ» оказалась тем толчком, который привел ее к странному, но удивительному мировосприятию, обладавшему для нее особым притяжением. Это и был тот своеобразный бунт, протест против американской системы ценностей того времени.
Совместная работа
В семье Арбусов родились с разницей в девять лет дочери Доун и Эми, которых мать безумно любила и проводила с ними много времени. Аллан, трудясь на двух работах, параллельно подрабатывая фотографом, стремился обеспечивать семью. Ассистировать и помогать мужу при фотосъемках в 1946 начинает и Диана. Свои первые заказы она получила от отца, который смягчил свое отношение к дочери. Он же частично помог в приобретении фотооборудования для студии, которую открыли супруги.
В совместных проектах Диана становилась автором стиля и концепции, Аллан же занимался процессом съемки и ее техническими сторонами. Молодая женщина поддерживала идею художественной съемки с неформальным подходом к ее реализации.
В 1951 супруги отправились в путешествие по Европе, в котором провели целый год. Для Дианы открылась возможность самовыражения. Совместно с мужем она готовила съемку для парижского Vogue. Однако работа в модной индустрии редко радовала Арбус. Она все чаще из-за неудовлетворенности впадала в депрессии, наблюдавшиеся у нее еще с детских лет. Супруг по мере возможностей поддерживал жену, но в 1957 все же принял решение о прекращении совместной работы. Аллан и Диана расстались сначала в профессиональном плане, а затем и в супружеском, продолжая поддерживать дружеские отношения. Юридический развод состоялся только в 1969 из-за решения Аллана второй раз вступить в брак.
Отход от «нормальности» жизни как начало неординарности творчества
Повседневная устоявшаяся жизнь сдерживала талантливую женщину. После того как ее судьба изменилась, Диана стала искать себя и свою тему в фотографии. Она посещала мастер-классы знаменитостей, занятия у фотографа Лизетт Модел, которая убедила ее делать персональные фото. Эта «американская Фаина Раневская» сумела показать молодой женщине важность глубинного проникновения во внутреннюю реальность каждого человека, попадающего в кадр. Диана, последовав советам своей наставницы, изменила ракурс, сформировала свой стиль, отличающийся зернистостью и двухцветностью. Теперь главным местом ее работы стала не уютная студия, а «поле».
Уникальное творчество
Объектами Арбус становятся гадалки и фокусники с улицы, политические беженцы, цирковые артисты, трансвеститы. Стремление «фотографировать экстремальное» приводит Диану к желанию снимать аутистов, инвалидов, людей с аномальной внешностью и странной судьбой. Особая психологическая глубина фотографий, по словам Арбус, достигалась обычной беседой перед съемкой. Она фотографировала не фриков, а людей с их шокирующей красотой, странной притягательностью, неординарностью, несоответствием «приличным» стандартам. Такие снимки как «Молодой человек в бигуди», «Карлик-мексиканец в комнате отеля», «Еврейский гигант и его родители» пронизаны болью и уважением к человеческим судьбам, которые в обществе старались не замечать. В течение последнего 10-летия жизни фотографа было отснято более 6000 пленок.
Казалось, что она наконец-то, нашла себя, начав заниматься неординарной съемкой как свободный фотограф. К творчеству Арбус проявляли интерес музеи, однако выставки не проводили из-за необычности и радикальности ее снимков. Лишь спустя год после ее ухода из жизни в нью-йоркском Музее современного искусства был реализован крупный персональный экспозиционный проект мастера.
Правда, нестандартный взгляд фотографа привлекал внимание журналов, которые рассматривали ее изображение маргинального как идеологическую альтернативу роскоши. Арбус сотрудничала с Harper’s Bazaar, Esquire, Herald Tribune, New York Times, Show, Sunday Times Magazine и другими изданиями, опубликовав в течение 11 лет более 250 фото для журналов и 70 снимков для газет.
В 1970 году Американское общество журнальных фотографов присудило талантливой женщине Премию Роберта Льюиса за знаменитую серию снимков, на которых изображены люди с физическими отклонениями.
Именно в период расцвета ее уникального творчества здоровье Дианы стремительно ухудшилось. Поле дважды перенесенного во второй половине 1960-х гепатита обострились приступы депрессии. Длительное лечение не облегчило ее состояния, усугубилась также неудовлетворенность и несбывшиеся ожидания от творческой работы. В июле 1971 Арбус добровольно ушла из жизни, приняв большую дозу снотворного и вскрыв вены на руках.