Из ада фашистской Германии — в ад советского НКВД. История немца, офицера запаса Вильма Хозенфельда — это история кровавых крайностей, между которыми судьбы людские перемалываются, как в мясорубке.
Вильм Хозенфельд был офицером запаса в Германии. У него не было выбора, служить или не служить. Но зато был выбор — убивать или оставаться человеком. Вильм не просто не убивал — он спасал.
Благодаря известному польскому режиссеру Роману Полански история одного такого спасения стала известна на весь мир.
Фильм «Пианист». Польский музыкант, сотрудник польского радио еврей Владислав Шпильман оказался в центре варшавского гетто. В один из дней всю семью Шпильманов погрузили в вагоны и направили лагерь смерти Треблинка. Владиславу повезло. Один из охранников узнал известного в Варшаве пианиста и вытолкал его из состава.
Владислав стал прятаться в подвалах и на чердаках, обессилел от голода и уже был готов к смерти, когда в одном из укрытий его обнаружил немецкий офицер запаса. Мысленно Владислав уже простился с жизнью, но неожиданно в лице немца он нашел помощь и участие.
Когда тот узнал, что Шпильман пианист, попросил сыграть ему что-нибудь. И Владислав сыграл ноктюрн си-бемоль Шопена. Тот самый ноктюрн, который он не успел доиграть на радио, когда фашисты ворвались в Варшаву.
Немец помог Шпильману спрятаться на чердаке немецкого штаба и стал ежедневно приносить ему воду и еду.
Владислав не знал имени своего спасителя, но пообещал, что если когда-нибудь ситуация изменится, и уже от еврея Шпильмана может понадобиться помощь, он готов.
К сожалению, это не спасло самого Вильма от гибели. В советском НКВД его жестоко пытали. Никакие обращения польского правительства не помогли спасти жизнь Вильма. Он погиб в советских лагерях.
Праведником мира он тоже не стал, поскольку минским военным судом был признан военным преступником.
И только в 2010 году удалось добиться полной реабилитации человека, спасшего несколько десятков жизней.