Судьба человеческая иногда делает удивительные кульбиты. Так произошло с этим человеком. Родившись в семье богатого еврея, дворянина и барона, он стал писателем в социалистическом государстве. Будучи изначально подданным Австро-Венгрии, он сменил несколько гражданств, окончив свою жизнь гражданином Польши. Изучая юриспруденцию, он в итоге стал писателем-сатириком, поэтом и автором множества афоризмов, которыми он и прославился на весь мир. Имя этого человека – Станислав Ежи Лец.
Детские годы
Родился будущий писатель в семье богатого галицийского еврея Бенона де Туш-Летца, барона по титулярной дворянской иерархии. Произошло это в культурном центре Галиции – Львове (германизированное название Лемберг) в 1909. В дальнейшем вторую часть имени отца Станислав изменил, сделав Lec вместо Letz, и пользовался им как творческим псевдонимом. Оно как нельзя кстати подходило к сути творческого направления писателя: Lec в переводе с идиша трактуется как пересмешник или клоун.
К сожалению, отец Станислава умер, когда тот был совсем маленьким, и всю нагрузку по его воспитанию взяла на себя мать писателя – Аделя Сафрин, вышедшая из среды польско-еврейской интеллигенции, ставившая на первое место образование и культуру. С началом Первой Мировой войны и приближением ко Львову линии фронта семейство Летцов переехало в Вену, где мальчик начал получать первичное образование. По окончании войны и в связи с распадом Австро-Венгрии семья вновь приехала во Львов, где юного Станислава определили в евангелическую школу.
Начало творческой деятельности
Школу Лец окончил в 1927, после чего поступил в университет Яна Казимежа, в котором стал изучать юриспруденцию и полонистику. Именно в это время Станислав делает первые шаги на поприще поэтического творчества. Впервые со своими стихами он, вместе с другими молодыми поэтами, выступил перед друзьями на авторском вечере весной 1929. Ближе к концу года впервые было напечатано его стихотворение. Им стало поэтическое творение «Весна», опубликованное в газете «Ilustrowany Kurier Codzienny», очень популярной тогда во Львове и имевшей литературное приложение. Автор избрал ее потому, что газету читали в доме, а Станислав очень хотел прослыть поэтом среди своего семейства.
Следующая попытка публикации произошла в 1931, когда несколько молодых поэтов создали собственный журнал «Tryby». В его первом номере и были опубликованы два стихотворения Леца. Интересно, что цензоры запретили печатать две завершающие строфы одного из них – произведения под название «Плакат». Следующий же номер журнала вообще был практически полностью уничтожен полицией. Тем не менее, уже в 1933 во Львове издается первый сборник стихов Леца «Barwy». Он интересен тем, что там, наряду с поэзией острой социально-политической направленности, идущей от детских воспоминаний о временах первой Мировой войны, были опубликованы и первые афоризмы Леца – его знаменитые фрашки. Эти короткие юмористические и сатирические высказывания были замечены. Их высоко оценил известный польский поэт Юлиан Тувим, включивший три афоризма дебютанта в свой сборник «Четыре века польской фрашки», изданный им в 1937 году.
Предвоенные годы
Вскоре из Львова Лец перебирается в Варшаву. Здесь он продолжает заниматься творчеством, сотрудничая с различными столичными изданиями. Его творения регулярно публикуются в «Варшавском цирюльнике», «Шпильках» и ряде других изданий. В 1936 им организовывается литературное кабаре под названием «Teatr Krętaczy». Наряду с лирикой и юмористическими творениями Лец начинает работать и в политической сфере. Он начал активно сотрудничать с изданием «Dziennik Popularny» – варшавской газетой, пропагандирующей антифашистские взгляды. Здесь Лец ведет страничку ежедневной судебной хроники, которая очень не нравилась столичным представителям правоохранительных органов.
В итоге газету закрыли, а самому Лецу во избежание судебного преследования и ареста пришлось срочно уехать в Румынию. После того как страсти немного улеглись, он вернулся в Польшу, однако поселился в Подолье, где занимался крестьянским делом и служил в адвокатской конторе. Спустя некоторое время он возвратился в Варшаву, где вновь стал заниматься литературной и публицистической деятельностью. Последние месяцы перед войной он посвятил подготовке к печати своих стихов подольского периода и обширной подборки фрашек под общим названием «Ziemia pachnie». К сожалению, эта книга выйти в свет так и не успела.
Вторая Мировая война
Начало Второй Мировой войны стало для Польши неудачным во всех отношениях. Мало того, что страна очень быстро проиграла ее, так еще и ее территория была разделена между нацистской Германией и коммунистическим Советским Союзом. За всем происходящим на фронтах Лец следил, находясь в своем родном Львове, невольно став после присоединения Западной Украины к СССР гражданином советского государства. Однако это оказалось для Леца не худшим вариантом. В 1941 началась новая война, уже между Германией и Советским Союзом. Во Львов вошли немецкие войска, начав там зачистки евреев. Лец попал в концлагерь под Тернополем. Оттуда он дважды бежал. Обе попытки оказались неудачными, и Станислав в июле 1943 был приговорен к расстрелу. Обреченного узника эсэсовец-охранник заставил вырыть себе могилу, однако расслабившись, пропустил удар лопатой в шею, отчего умер сам. Переодевшись в форму убитого им эсэсовца, Лец отправился в Варшаву. Добравшись до нее, он установил контакт с подпольщиками одного из подразделений Армии Людовой. Начав сотрудничать с силами сопротивления, он стал редактировать подпольные газеты. В Прушкове это была газета «Żołnierz w boju», а на другом берегу Вислы он был сотрудником «Swobodny narod».
Через некоторое время ему пришлось уйти в Люблинское воеводство и присоединиться к партизанам. В составе 1 батальона Армии Людовой Лец принял участие в нескольких боях, а после вступления на территорию Польши Красной армии и начала формирования 1-й армии Войска Польского вступил в ее ряды. Его участие в боевых действиях было оценено по достоинству. Лец стал Кавалером Креста ордена «Polonia Restituta».
Послевоенная деятельность
После окончания войны Лец поселился в Лодзи, где вместе со своими друзьями Ежи Зарубой и Леоном Пастернаком возрождал выпуск журнала «Шпильки». Словно наверстывая упущенное за годы войны, Станислав активно публикует свои творения. В 1946 вышли в свет сборники «Spacer cynika» (собрание сатирических стихов и фрашек предвоенного времени) и «Notatnik polowy» – подборка работ военного времени, куда были включены его произведения, посвященные былым сражениям и памяти павших товарищей.
Новое руководство Польши в первые послевоенные годы стало активно привлекать писателей к дипломатической работе. Лецу также была предложена работа на этом поприще, и в том же 1946 он отправился в Вену выполнять обязанности представителя по вопросам культуры при политической миссии республики в Австрии. Вполне возможно, что выбор пал на него из-за того, что Лец в период своего детства некоторое время жил в Вене. Параллельно с выполнением обязанностей атташе, он активно писал, и издавал новые книги. Сначала это был сборник сатирической послевоенной поэзии «Życie jest fraszką», а потом настала очередь «Новых стихов», которые были написаны Лецем уже во время службы атташе в Вене.
Израильский период творчества
Находясь в Австрии, Лец, словно со стороны, наблюдал за процессами, происходившими на его родиной земле. Там все сильнее утверждался режим партийной диктатуры, при котором сильно ограничивалась творческая свобода. Такой оборот событий ему не нравился. Лец принял решение выехать в Израиль. Здесь он активно путешествовал по территории вновь появившегося государства, знакомясь с его обычаями и традициями. Однако острая тоска по родине мешала стать ему настоящим израильтянином. За двухгодичное пребывание на Ближнем Восток, он написал подборку стихов, собранную в книге «Rękopis jerozolimski». В своих творениях этого периода автор отразил поиски своего места среди вдохновленных библейской темой творцов и память о товарищах, погибших на фронте борьбы с нацизмом во время прошедшей великой войны. Любовь к Польше пересилила историческую память еврея, и в 1952 Лец возвратился на родину.
Завершающий период
Демонстрация политической оппозиционности не прошла даром для Леца. До 1956 он не смог опубликовать ни одного собственного произведения. Однако ему было позволено заниматься переводческой работой, и Лец целиком посвящает себя этому направлению. Он переводил на польский язык произведения немецких классиков: Гете, Гейне, Брехта, а также труды современных писателей и поэтов.
Отношение к Станиславу Ежи Лецу изменилось после того, как скончался Болеслав Берут, и в Польше настал период «оттепели». Идеологический контроль государства над процессом творчества резко ослаб, и у Леца появилась возможность опубликовать свои произведения периода временного забвения и новые наработки. В печати регулярно появлялись его сборники, состоящие из старых и новых произведений. В них автор публикует как работы классического жанра, так и смело экспериментирует, развивая далее тему фрашек.
К сожалению, тяжелая и неизлечимая болезнь подкосила здоровье писателя. Жизнь Станислава Ежи Леца, великого польского автора с еврейскими корнями, завершилась 7 мая 1966 года. Он похоронен в Варшаве на кладбище Воинское Повонзки.