Есть люди, которые стараются использовать данные им полномочия в угоду собственным амбициям, пытаясь заполучить для себя, как можно больше власти или денег. Но, к счастью, существуют и другие. Используя любую возможность, они пытаются помочь людям, попавшим в беду. Таким вот человеком был гражданин Швеции Рауль Валленберг.
Попав в 1944 году в Венгрию, он начал помогать местным евреям и сильно в этом преуспел. Подсчитано, что благодаря стараниям этого человека, около 100 тысяч венгерских евреев смогли избежать уничтожения в концлагерях и в процессе массовых расстрелов. Никому до этого не удалось помочь столь большому числу людей.
Действия Валленберга иначе как подвигом назвать нельзя. Раулю Валленбергу установлены памятники во многих европейских столицах: на его родине в Стокгольме, в Лондоне и Москве, Будапеште и Братиславе. Увековечен он памятником и в Нью-Йорке. Его имя носят улицы городов, а в израильской Хайфе существует дом с памятной доской, на которой начертано, что в нем некогда проживал Праведник Народов Мира Рауль Валленберг.
Путь к своему подвигу был у Рауля довольно извилистым. Он являлся потомком двух знатных родов Швеции. По отцовской линии его родственники были видными дипломатами и финансистами. К примеру, дед Рауля занимался дипломатической деятельностью, а отец был офицером шведского флота. По материнской линии Валленберг был потомком перешедшего в лютеранство еврея Бендикса – одного из первых представителей еврейской общины в Швеции. Так что выбор пути для молодого Валленберг был очень широким.
Собственно, молодой потомок видных шведских родов вполне оправдал надежды своих предков. Он получил прекрасное образование: сначала у себя дома в Швеции, потом во Франции, а затем поехал за океан учиться архитектурному искусству. Кстати, Мичиганский университет по своей специальности он окончил с отличием, за что был награжден медалью. В 1933 году, в 21-летнем возрасте, Рауль начал самостоятельно трудиться: сначала как работник шведского павильона на Чикагской всемирной выставке, а потом уже как архитектор, предложивший свой проект плавательного бассейна.
Дальше путь его лежал в Южную Африку, где Валленберг начал заниматься бизнесом в компании знакомого своего деда. Получив блестящую характеристику от работодателя, он отправился в Турцию к своему деду, дипломату Густаву Валленбергу. Тот нашел ему новую работу. Он получил должность в «Голландском банке», и для службы в нем отправился в город Хайфу, находившейся на территории подмандатной Британии Палестине. Здесь его размеренная жизнь молодого бизнесмена резко изменилась. Рауль познакомился с евреями, сумевшими бежать из нацистской Германии.
Впечатление от рассказов людей, бежавших из Германии, было сродни природному катаклизму. Они полностью изменили убеждения Валленберга, заставив вспомнить, что он также потомок еврейского рода. Эта принадлежность к еврейству дала Раулю четкие жизненные ориентиры, тот самый стержень, который определил дальнейшее поведение и судьбу будущего Праведника Мира.
Из Палестины Валленберг вновь отправился в Европу. Но его бизнес-проекты в Швеции оказались никому не нужны, как и американский диплом архитектора. Пришлось вновь устроиться в чужую компанию, на этот раз в Центрально-европейскую торговую фирму, которой владел венгерский еврей Калман Лауер. По делам фирмы он много ездил по Европе, которая тогда уже погружалась в трясину Второй Мировой войны. Как гражданин нейтрального государства Валленберг мог посещать самые разные страны, но везде видел, что нацисты не церемонились с евреями. Но пока что ничего для несчастных людей он сделать ничего не мог.
Ситуация изменилась в 1944 году. К тому моменту Германия терпела на полях сражений одно поражение за другим. Ведущие мировые страны озаботились положением евреев на территориях, оккупированных немцам, даже был организован Всемирный еврейский конгресс. Пользуясь нейтральным статусом, Швеция создала некую экспортно-импортную фирму, которая сотрудничала, как с Германией, так и со странами антигитлеровской коалиции. Рауль Валленберг стал ее сотрудником. Но в этой работе была еще одна скрытая от глаз посторонних деталь: шведское правительство поручило ему изучить ситуацию с венгерскими евреями. При этом инициатива исходила не столько от шведского правительства, сколько от других стран и международных организаций, которые с нацистами сотрудничать никак не могли. Причина такого интереса крылась в том, что в руководстве Венгрии, долгое время сотрудничавшем с Германией, произошла переоценка ценностей. Бессменный лидер страны адмирал Хорти попытался вступить в переговоры с представителями антигитлеровской коалиции, для того чтобы выйти из войны с минимальными для себя потерями.
В Германии об этом узнали, и относительно независимую Венгрию немедленно оккупировали силы вермахта. Номинальным же лидером страны стал откровенный фашист Салаши. Политические пертурбации не прошли для местных евреев стороной. Если до момента оккупации они имели какую-то защиту, то теперь ими открыто начало заниматься гестапо. Это означало, что все евреи страны подлежали немедленному аресту либо перемещались сначала во временные лагеря на территории Венгрии, а потом постепенно вывозились в специализированные лагеря для физической ликвидации.
На момент прибытия Валленберга летом 1944 года в Венгрию из 800 тысяч проживавших в стране евреев более половины, а это 437 тысяч, уже были вывезены из страны для уничтожения. Чтобы молодому шведскому представителю было проще выполнять возложенную на него миссию, Валленберга назначили на должность первого секретаря шведского дипломатического представительства в Будапеште. Знало ли о тайной миссии этого человека гестапо, история умалчивает, но точно известно, что о ней знала советская разведка. Так что за дипломатом велось пристальное наблюдение не только со стороны собственного руководства.
Осмотревшись на месте, Валленберг пришел в ужас: по всей Венгрии отлавливали евреев, еще оставшихся на свободе. Тех, кто пытался хоть как-то сопротивляться, убивали на месте. Остальных отправляли в специально организованные лагеря-отстойники, в которых несчастные ожидали очереди на погрузку в поезда, отвозившие их на неминуемую гибель. Единственным легальным способом спасти обреченных людей была выдача им паспортов нейтральных государств. Учитывая, что Валленберг сам был дипломатом государства с нейтральным статусом, он решил воспользоваться этой возможностью.
Примечательно, что шведская миссия в Будапеште включилась в работу по спасению местных евреев практически сразу после начала немецкой оккупации страны. Однако помощь эта была крайне незначительной. Валленберг, прибывший в Венгрию, поставил помощь евреям, что называется, на поток. Зная, как трепетно немцы относятся к документам, он лично придумал, так называемый, Schutz-Pass. Это была похожая на документ бумага желто-синего цвета с тремя коронами, гербом Швеции. Внутри находился текст на немецком и венгерском языках. Для большей убедительности написанное подтверждалось сразу тремя печатями. Юридической силы данная бумага не имела, но на фашистов она оказывала просто магическое воздействие.
Предъявивший сей «документ» человек считался для немцев иностранцем, и мог находиться в Венгрии до того момента, пока для него не найдут способ эвакуации в более спокойное место. А чтобы не провоцировать нацистов картиной прогуливавшихся по Будапешту евреев, для всех обладателей Schutz-Pass приобреталось жилье. Для этого лично Валленберг покупал в венгерской столице дома, после чего объявлял их собственностью шведского посольства. Через эти спасительные жилища прошли тысячи евреев, обладавших шведскими «паспортами».
К делу спасения людей от неминуемой гибели Рауль Валленберг подходил разносторонне. Пользуясь своим несомненным талантом убеждать людей, молодой дипломат иногда настолько заморачивал головы охранников эшелонов, что ему удавалось вытаскивать практически обреченных людей из вагонов, предназначенных для отправки. Но самой значительной победой Валленберга стали его переговоры с группой немецких генералов, отвечавших за ликвидацию Будапештского гетто. Обрисовав перед ними перспективу неминуемой ответственности за военные преступления, Рауль убедил немцев не уничтожать гетто. Итогом стало сохранение жизней 97 тысяч евреев, находившихся там, жизнь которых висела буквально на волоске.
26 ноября 1963 года израильский Институт Катастрофы и героизма Яд ва-Шем присвоил Валленбергу звание Праведника народов мира. В 1981 году американский конгрессмен Том Лантос, один из спасённых Валленбергом в Венгрии, стал инициатором присвоения Валленбергу звания почётного гражданина США. Он также является почётным гражданином Канады (1985), Венгрии и Израиля. В 1981 году в США был создан Комитет Рауля Валленберга — чтобы «увековечить гуманистические идеалы и ненасильственное мужество Рауля Валленберга». Комитет ежегодно награждает премией имени Рауля Валленберга лиц, осуществляющих эти цели. В его честь во многих странах мира выпущены почтовые марки: США, Казахстан, Канада, Австралия, Доминика, Швеция, Израиль и еще. 26 июля 2012 года он был награждён Золотой медалью Конгресса США «в знак признания его достижений и героические действия во время Холокоста».
К сожалению, факт исполнения им тайной миссии для самого Валленберга сыграл злую шутку. Советская контрразведка, знавшая о тайном поручении дипломата, сразу же после захвата Красной армией Будапешта арестовала его вместе с товарищем. 17 января 1945 года Рауля последний раз видели на свободе. После этого он исчез, и как ни старались шведские дипломаты узнать дальнейшую судьбу Валленберга, соответствующие советские структуры хранили молчание. Позднее стало известно, что Валленберг умер в заключении в 1947 году. Лишь в 2000 году Генеральная прокуратура Российской Федерации реабилитировала Рауля Валленберга. А до этого он так и числился иностранным разведчиком, работавшим в пользу недружественного СССР государства.
В обнаруженных в 2016 году дневниках И.А.Серова также содержится утверждение о смерти Валленберга в 1947 году. Согласно его воспоминаниям, арестованный Абакумов признался на допросе, что приказ ликвидировать Валленберга исходил от Сталина и министра иностранных дел Молотова.
Владимир Крючков (Председатель КГБ 88-91) как-то проговорился: “Расстреляли мы его, очень много знал. Замечательный был человек… роковая ошибка с нашей стороны”.