Многие туристы замечали одну странную особенность у Стены Плача. Евреи качаются, когда молятся. Почему и зачем?
Рабби Шимон бар Йохай в книге “Зоар” подробно отвечает на данный вопрос, сравнивая человеческую душу с пламенем зажженной свечи. Фитиль с момента своего загорания ни на сотую долю секунды не остается в покое. Пламя все время колеблется: то вспыхивает с новой силой, то мерцает, то замирает. Как считают евреи, душа человека – светильник Господень – подобна огню, поэтому на протяжении всей молитвы они не могут оставаться неподвижными.
Почему они качаются не влево и вправо, а именно вперед и назад? Ответ здесь следующий. В то время, когда человек пытается изучать великие деяния Бога и его созидания, видя в них проявление бесконечной мудрости, он возвеличивает Творца, восхваляет его. Но стоит лишь задуматься о смысле вещей, непостижимых разуму, человек тут же отшатнется, устрашится, его охватит ужас, так как он осознает, каким на самом деле он является ничтожным созданием, которое стоит перед Разумом Совершенным. Поэтому на соприкосновение со святостью человек реагирует одновременно разнонаправлено и противоположно: он стремится стать к Творцу как можно ближе, и тут же отдаляется в трепете перед Ним.
Выше изложенные строки и объясняют, почему евреи качаются, когда молятся. Когда тело человека, во время молитвы и изучения Торы, подается слегка вперед, он желает приблизиться к Богу, отшатнувшись назад, он отдаляется. Все это действительно заставляет задуматься, насколько ничтожны мы перед Творцом, перед его величием, его совершенным разумом.