Эли Коэн, легенда израильской разведки

Эли Коэн, легенда израильской разведки

Он погиб за свою родину, а родственники и государство до сих пор ведут борьбу за то, чтобы вернуть останки легендарного разведчика на родную землю.

Эли Коэн… Трудно найти в Израиле фигуру столь же выдающуюся, сколь и трагическую.

Детство

Знаменитый израильский разведчик Эли Коэн родился 26 декабря 1924 года в ортодоксальной еврейской семье Шауля и Софи Коэнов.

Его отец был мелким предпринимателем в Египте. Он продавал местным богачам галстуки из французского шелка. Жена воспитывала восьмерых детей. Они приехали в Египет из сирийского Алеппо и, казалось, обосновались в Египте основательно.

Шауль работал, но денег все время не хватало. Тем не менее, родители настаивали на хорошем образовании для детей, поэтому все ходили в школу. Эли Коэн не был исключением. Вначале он изучал Талмуд в еврейской школе, а после, став постарше, поступил во французский колледж. По окончании решил получить техническое образование и поступил на электротехнический факультет университета имени Форука. Учился хорошо, но за год до окончания университета, в 1949-м, его отчислили за сионизм. Гонения на евреев в Египте в это время стали нарастать, и во избежание проблем семья Коэнов решает переехать в Израиль. Все, кроме Эли. Он уже в то время подумал, что может быть полезен для своей родины здесь, в Каире, и под предлогом, что мечтает продолжить учиться, остается в Египте.

Вскоре его арестовывают за помощь израильтянам. Эли Коэну повезло дважды. Первый раз, когда он попал в руки обычной полиции, а не египетской разведки, а во второй раз, когда копы поверили его сказке о том, как он случайно помогал снимать жилье израильским рабочим, совершенно не подозревая, кто они.

Из-за этого инцидента Эли Коэну приходится вернуться в Израиль.

Долгий путь в “Моссад”

Вернувшись на родину, Коэн первым делом решает обратиться в штаб контрразведки. Он хочет служить. Но ему отказывают. В “Моссаде” опасаются, что арест на территории Египта, пусть даже без последствий, может в ключевой момент сыграть злую шутку с разведчиком и поспособствовать разоблачению. Кроме того, в тот период у Коэна был очень архаичный иврит.

Эли Коэн понимает, что разведчиком ему не быть, и погружается в мирную обывательскую жизнь. С большим трудом находит работу бухгалтера, женится, заводит детей. Когда в 1960-м году в “Моссаде” решают, что Коэна таки стоит привлечь к работе, он оказывается к этому уже абсолютно не готовым. Он женат, счастлив и не хочет ничего менять в своей жизни. Но примерно в это же время Коэн теряет работу, и предложение поработать в разведке оказывается единственно возможным способом прокормить семью.

Эли Коэн отправляется на тренировочную базу, где готовят агентов для работы во враждебных странах. Сначала Коэна отправляют в отдел военной разведки, а затем и в “Моссад”.

Для Коэна придумали легенду: он – богатый сирийский бизнесмен, меценат, близкий друг многих влиятельных политиков. Для того, чтобы эту легенду реализовать, Коэна сначала пришлось забросить в Аргентину, страну, где Эли никто не знает и где представиться возникшим из неоткуда богачом гораздо проще.

Аргентина

Камал Амин Тават (именно так стали звать агента Коэна под прикрытием) прибыл в Буэнос-Айрес в феврале 1961 года. В его багаже была немалая сумма денег и новый паспорт. Личное обаяние, уверенность в себе и длинный чек позволяли защититься от ненужных уточняющих вопросов от аргентинцев. Очень скоро Эли обзавелся массой полезных знакомств. Богатый бизнесмен с неизвестной природой происхождения капитала очаровывал аргентинцев. Среди его друзей – политики, банкиры, военные.

Одно из знакомств, которое состоялось здесь, в Аргентине, стало ключевым для его успешной карьеры в Сирии. В Буэнос-Айресе Эли познакомился с военным атташе Сирии в Аргентине, журналистом Амином аль-Хафезом. Он состоял в запрещенной в Сирии партии БААС. И то, что Эли не раскрыл эту информацию, расположило к дружбе разведчика и араба.

В 1962 году Эли Коэн приступил к выполнению своего главного задания – проникнуть в высшие военные и государственные круги Сирии и наладить поставку сверхсекретной военной информации. Богатый деньгами и связями аргентинский бизнесмен Камал Амин Тават прибывает в Дамаск.

Сирия

В Дамаске ему удается снять квартиру прямо в нескольких шагах от правительственного квартала. Сначала Эли просто наблюдает – кто приходит, откуда, когда. Потом начинает устраивать у себя светские балы, на которые приглашает самых влиятельных людей Сирии. Щедро одаривает их, занимает деньги без претензий на возврат. В общем, сорит деньгами в интересах государства.

Эли Коэн, легенда израильской разведки

После того, как в Сирии произошел правительственный переворот и к власти пришел БААС, позиция Коэна еще более укрепилась. Его давний “приятель” Амин аль-Хафез стал президентом страны и не прекратил общение с крупным бизнесменом, стал приближать его, все больше привлекая к административным вопросам.

Вначале Эли Коэн стал советником президента аль-Хафеза, затем его назначили командующим службы безопасности, где израильский разведчик дослужился до звания сирийского полковника разведки. Такой конфуз для сирийцев! Больше того, Эли Коэн считался третьим по счету кандидатом на пост президента Сирии. Согласитесь, так высоко шпионы еще не поднимались по карьерной лестнице.

Не мудрено, что Коэну удавалось просто невероятное. Благодаря его работе, в Израиле узнали, как укреплены позиции сирийцев, где расположены минные поля. Коэну даже разрешали их фотографировать. Он первым узнал и доложил о прибытии в Сирию из России 100 танков марки Т-34. Он сумел предотвратить “обезвоживание” Израиля. В 60-е годы сирийцы решили оставить Израиль без воды и отвести воды Иордана в сторону от Галилейского моря, главного источника питьевой воды в Израиле. Благодаря информации Коэна и четкой точечной работы израильских спецслужб, операция сирийцев была остановлена.

Провал

Позиции Эли были очень сильны, и ничто не предвещало провала. Без пяти минут президент Сирии, близкий друг действующего президента и как минимум – министр обороны Сирии, по ночам Коэн передавал по радиостанции секретные коды, которые расшифровывались молниеносно в Тель-Авиве. Сам же он информацию из Израиля получал в виде секретных кодов, которые передавались в потоке музыки на радиочастотах.

Так могло бы продолжаться бесконечно долго, если бы Россия не предоставила Сирии специальное оборудование по перехвату радиосигналов. В Сирии началась операция по поиску шпионов. В квартиру Коэна ворвались прямо во время передачи шифрограммы.

Гибель разведчика

Коэна пытали несколько месяцев, пытаясь вытянуть секретную информацию о деятельности “Моссада”. В конце концов его приговорили к смерти через повешение.

Израиль предпринял беспрецедентные шаги, чтобы спасти своего лучшего разведчика. Были привлечены международные институты, армия и спецназ, однако вызволить Коэна не удалось. Его спрятали и держали в изоляции до дня публичной казни.

Она произошла 18 мая 1965 года. В два часа ночи из дамасской тюрьмы вывезли Эли Коэна и доставили на площадь. Несмотря на глубокую ночь, собралась огромная толпа поглазеть на страшное шоу смерти.

Эли Коэн сам взошел на эшафот, отказавшись от помощи палачей. Его обернули в белый саван. Просто жуткое Средневековье. Трудно было представить, что все это происходит в 20 веке. Одно мгновение, и тело разведчика повисло над землей…

Перед смертью сирийцы позволили дамасскому раввину посетить Коэна. Увидев истерзанное пытками тело разведчика, раввин заплакал. Потекли слезы и из почти ослепших глаз Эли. На прощание он передал письмо, адресованное своей семье – жене и детям. Он попросил у них прощения, что так рано ушел от них.

…Вот уже 46 лет правительство Израиля и родственники Эли Коэна добиваются возврата его останков на родину, в Израиль. Однако ненависть к Коэну у сирийцев так сильна, что они не могут простить своего позора даже убитому врагу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *