Практически вся сознательная жизнь этого человека была посвящена борьбе: сначала военной, а потом политической. Начав ее рядовым бойцом, он дорос до армейского генерала, крупного политического и государственного деятеля. Этот человек – Ариэль Шарон. Как сказали политологи, он стал последним мировым лидером, прошедшим свой путь от рядового солдата до главы государства.
Российские корни
Жизнь Ариэля Шарона началась 26 февраля 1928 года в поселении Кфар-Малал, расположенном неподалеку от Кфар-Савы. Его родители, Шмуэль (Самуил) Шейнерман и Двейра (Вера) Шнейерова, переехали в Палестину в 1921 году из Грузии, в которой учились в Тифлисском университете. Родовые же корни семейства ведут в Белоруссию, где ранее жили их предки, вынужденные переехать на территорию спокойной Грузии после начала Первой Мировой войны. Благодаря тому факту, что все родственники семейства Шаронов имели российские корни, Ариэль до конца жизни свободно разговаривал на русском языке и уважал русскую литературу.
Вся жизнь Шарона разделена на 2 этапа: военный и политический. На обоих поприщах он сумел добиться значительных успехов, завоевав уважение своих современников, как на территории Израиля, так и за его пределами.
Армейская карьера
На путь воина Ариэль Шарон вступил, будучи еще 14-летним подростком. В таком возрасте он стал бойцом подпольной группировки Хагана. Спустя несколько лет на базе ее отрядов были сформированы первые подразделения Армии Израиля. К этому времени из молодого парня вырос обстрелянный боец, командовавший в бригаде Александрони сначала взводом, а позже продвинувшегося до командира роты.
Участвуя в бою за поселок Латрун в должности командира ударной группы, Шарон получил тяжелое ранение. Истекающего кровью командира вытащили из-под огня его товарищи и отправили на лечение. Молодой офицер выздоровел и вновь отправился на фронт.
После окончания в 1949 году первой арабо-израильской войны Шарон получил новую должность. Сначала он командовал разведкой в Центральном военном округе, а потом перевелся на аналогичную должность в Северный округ.
В 1952 году Шарон, выпросив у командования отпуск, отправился в Иерусалим, где поступил в Еврейский университет на исторический факультет. Однако учеба его была недолгой. Уже в следующем году его вновь призвали в вооруженные силы, в которых по приказу главы правительства Давида Бен-Гуриона он начал формировать отряд быстрого реагирования. Главной задачей этого подразделения было противодействие арабским диверсантам, проникавшим на территорию Израиля из сопредельных государств.
Отряд под кодовым обозначением «101» был создан и стал первым в истории Израиля контртеррористическим подразделением. В составе отряда числилось 50 человек, причем Шарон лично занимался подбором бойцов.
Когда в 1956 году произошел очередной кризис, названный историками Синайским, Шарон уже был командиром 202-й парашютно-десантной бригады. Здесь он со своими бойцами не побоялся проявить инициативу и, высадившись на перевале Митла, вступил в бой с войсками Египта. После окончания этого кризиса он был командирован в британскую военную академию, в которой проучился один год. Вернувшись оттуда на родину, Ариэль поступил в университет Тель-Авива, в котором занимался изучением права.
На военном поприще Шарон вновь отличился во время кратковременного кризиса, произошедшего в июне 1967 года и получившего наименование «Шестидневная война». В этот момент он командовал 38-й танковой дивизией, действовавшей на хорошо знакомом Шарону Синайском фронте. В ходе военных столкновений его соединение сначала смогло прорвать боевые порядки египетской армии, после чего вышло к Суэцкому каналу.
С должности комдива в 1969 году он был переведен с повышением на пост командующего Южным военным округом страны. Здесь он как опытный специалист по противодействию террору блокировал нападения арабских экстремистов со стороны сектора Газа.
На этом посту Шарон находился до 1973 года, когда по достижении 45-летнего возраста подал в отставку. Однако его гражданская жизнь продлилась всего 3 месяца. Разразившийся кризис, получивший наименование «война Судного дня», заставил Шарона вернуться в армию. Под его руководство попала одна из двух бронетанковых дивизий, которые смог сформировать Израиль для противодействия атакующим войскам арабской коалиции.
Благодаря активным действиям подразделений возглавляемой Шароном 143-й бронетанковой дивизии войска армии Израиля смогли прорвать фронт египтян, и, несмотря на их плотное прикрытие авиацией, организовать окружение 3-й египетской армии, после чего противник запросил перемирия.
Это были последние подвиги Шарона в качестве военачальника. Все остальные его деяния были совершены на ниве гражданского строительства в качестве министра или руководителя партийной организации.
Личная жизнь
Семейная жизнь Ариэля Шарона складывалась довольно драматично. Он дважды женился, а сын его от первого брака трагически погиб. Со своей первой женой, девушкой по имени Маргалит, он познакомился, будучи студентом Еврейского университета в Иерусалиме. Молодые люди настолько понравились друг другу, что решили пожениться всего через неделю после знакомства. К сожалению, их брак был недолгим. В 1962 Маргалит погибла в автокатастрофе. Спустя еще 5 лет от шальной пули, выпущенной из винтовки соседскими мальчишками, погиб и их совместный сын Гурон.
Брак со второй женой продлился дольше. Лили была младшей сестрой Маргалит. Результатом этого брака стали двое сыновей. Совместная жизнь Ариэля и Лили продлилась около 40 лет до ее кончины в 2002 году. Женщину похоронили возле дома четы Шаронов таким образом, чтобы ее могила виднелась из окна спальни Ариэля.
Государственная деятельность
После того как Шарон покончил с армейской карьерой, он занялся политической деятельностью. Сначала по квоте политического блока Ликуд он попал в Кнессет, однако очень быстро сложил с себя полномочия депутата, получив должность советника по вопросам обороны при премьер-министре Ицхаке Рабине. На этой должности он проработал с 1974 по 1977 год.
В 1976 он организовал собственную партию Шломцион, которая на выборах следующего года смогла получить 2 депутатских мандата в Кнессете. Правда после этого Шломцион влилась в состав партии Херут, входящей в блок Ликуд.
С 1977 по 1983 последовательно занимал министерские должности: сначала сельского хозяйства (1977-1981), а потом обороны. Со второго поста он был вынужден уйти после скандального и трагичного случая, произошедшего в ходе Ливанской войны 1982 года. Тогда при полном бездействии израильских военных ливанскими христианами-фалангистами были убиты в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила от 700 до 3500 человек. Само избиение палестинских беженцев было спровоцировано их террористическим отрядом, за несколько дней до этого уничтоживших президента страны Башира Жмаеля. Однако безучастная позиция израильских военных, спокойно наблюдавших за убийством сотен людей, вызвала серьезный резонанс в мире, и Шарон как прямой руководитель войсковой операции вынужден был подать в отставку. Кроме того, и в дальнейшем ему было запрещено занимать пост министра обороны.
Тем не менее, другие государственные должности для деятеля закрыты не были, и он вплоть до 2001 последовательно занимал ряд министерских постов.
В это время им инициируется строительство 144 тыс. квартир для иммигрантов. Особенностью этой программы стало то, что жилье строилось не скученно, а равномерно возводилось по территории страны во избежание создания «эмигрантских гетто».
В сентябре 1999 Шарон стал лидером партийного блока Ликуд, после чего через полтора года его избрали на должность главы правительства. Спустя 2 года Шарона вновь переизбрали на эту должность, что стало вершиной политической и государственной карьеры старого генерала. Ряд политических скандалов, приведших к расколу блока Ликуд, сильно ослабили здоровье без малого 80-летнего политика. В 2005 у него случился микроинсульт. И хотя врачи рекомендовали ему пройти тщательное обследование, Шарон потребовал выписки из госпиталя. Все, чего смогли добиться врачи, это назначить операцию на 5 января 2006.
Однако обширный инсульт с кровоизлиянием в мозг за день до операции привел к впадению Шарона в кому. Реанимационные мероприятия ему не помогли, и в стабильно тяжелом состоянии он был переведен на постельный режим. До определенного времени он еще числился одним из руководителей партии и страны, но постепенное осознание трагичности положения привело к исключению деятеля из всех политических и государственных процессов.
Последней попыткой помочь отцу обрести сознание стал перевоз его из клиники в родной дом. Однако и это не увенчалось успехом. Сознание к Шарону так и не вернулось.
В начале января 2014 жизнь выдающегося политика подошла к своему финалу. Сначала 1 января его самочувствие резко ухудшилось. На следующий день, выполняя просьбу сыновей, медперсонал прекратил лечение, не отключая пока от аппаратов поддержки жизнедеятельности. Агония Шарона продлилась до 11 января, когда его сердце остановилось.
Таким образом, ушел из жизни выдающийся человек, который оказал Израилю поистине неоценимые услуги. Выполняя свой долг, как на военной, так и на гражданской ниве, он добился очень высоких результатов, оказывающих влияние на государство и по настоящее время.