До чего же извилистыми и непредсказуемыми бывают порой действия руководства стран европейской демократии по отношению к возникающим угрозам. Одним из фактов, подтверждающих подобную непредсказуемость, является полузабытый случай катастрофы пассажирского самолета Convair CV-990 «Basel-Land» с регистрационным номером HB-ICD, принадлежавшего швейцарской авиакомпании Swissairrude. Тогда следствие активно взялось за дело, агенты быстро вычислили исполнителей теракта и даже установили личность его организатора. Однако ни один из террористов не пострадал, зато сама Швейцарская конфедерация на всех дипломатических площадках начала оказывать содействие всевозможным палестинским группировкам. Почему так произошло, показало только время.
Как развивались события
21 февраля 1970 года из аэропорта города Цюрих стартовал рейс SR-330 на Тель-Авив. В этот рядовой рейс был отправлен самолет Convair CV-990 модификации 30A-6, до этого выполнявший полеты по маршруту Цюрих-Дюссельдорф-Цюрих. И его хотя направление было другим, для опытного экипажа корабля, первый пилот которого был а прошлом военным летчиком, предстоящий рейс не обещал никаких сложностей.
Так, скорее всего, и произошло бы, если бы не одно обстоятельство. В багажный отсек воздушного судна поместили груз, предназначавшийся израильскому самолету авиакомпании El Al, по какой-то причине опоздавшему в Цюрих. Эта случайность спасла израильский борт, и погубила швейцарский. Вместе с безобидным грузом в отсек была занесена замаскированная под радиоприемник управляемая бомба, активировавшаяся после подъема воздушного лайнера на определенную высоту.
Несмотря на то, что опытный экипаж не растерялся после активизации взрывного устройства, а сам самолет еще некоторое время сохранял управляемость, возникший на его борту пожар не позволил летчикам осуществить аварийную посадку. Борт рухнул на землю после того, как пилоты из-за абсолютной задымленности кабины полностью утратили возможность управления судном. Кружась вокруг Цюриха, самолет вошел в левый штопор и упал в лес возле Вюренлингена в 24 километрах от спасительной посадочной полосы. С момента взрыва до гибели лайнера прошло 13 минут.
Полиция Швейцарии немедленно начала искать виновников гибели 38 пассажиров и 9 членов экипажа. Практически сразу же выяснилось, что днем ранее похожее авиапроисшествие случилось с бортом авиакомпании Austrian Airlines, державшим курс из германского Франкфурта в австрийскую столицу Вену. У самолета марки Sud Aviation Caravelle после 20 минут полета и выхода его на 3-километровую высоту в грузовом отсеке произошел взрыв, вырвавший из фюзеляжа фрагмент размером полметра на метр. К счастью, большая часть силы ударной волны была нейтрализована находившимся там грузом. Кроме того, на месте взрыва не возник пожар, и летчики сумели благополучно приземлить машину. Видя явное сходство в событиях, криминалисты начали параллельно расследовать данные дела.
В эпицентре взрыва австрийского лайнера ими были обнаружены фрагменты, как самого взрывного устройства, так и высотомера, активировавшего его. Именно части этого высотомера стали ключом к разгадке тайны теракта. Показанные по телевизору в новостных сводках части этого прибора опознал владелец франкфуртского магазина, занимавшегося их продажей. На допросе он заявил, что такие устройства были недавно приобретены у него двумя студентами-палестинцами. Молодых террористов быстро отыскали, и они выдали своего руководителя, некоего Суфиана Каддуми, находившегося на тот момент в Иордании. Именно по его заданию студенты на основе радиоприемников смонтировали взрывные устройства и через аэропорты Франкфурта и Цюриха отправили в Тель-Авив.
Фактически, террористам было все равно, кого убивать. Так что пострадавшие самолеты оказались случайными жертвами. На их месте мог оказаться любой борт, отправлявшийся в рейс в направлении Тель-Авива. И здесь, хотя казалось, что следствие вышло на исполнителей и организатора терактов, на арену вышел главный заказчик преступления. О заказанных взрывах на бортах пассажирских самолетов заявил Народный фронт освобождения Палестины. Эта организация с момента своего появления в Израиле числится как террористическая.
Казалось бы, все ясно: есть факт преступления, жертвы теракта, исполнители и организаторы. Даже проявился заказчик преступления. Осталось сделать только завершающие действия: наказать виновных, а НФОП объявить террористической организацией. Но не тут-то было. Совершенно неожиданно власти Швейцарии в отношении всех фигурантов процесса прекратили судебные действия. Студентов-террористов отпустили, дело в отношении их куратора Суфиана Каддуми закрыли.
Сговор с террористами
Самое неожиданное открылось несколько позже. На всех политических и дипломатических площадках Швейцарская конфедерация стала защищать интересы палестинских движений, интересы которых по определению были направлены против Израиля. Вялое расследование катастрофы продолжалось в течение целых 30 лет, пока в 2000 году Швейцарский федеральный суд не объявил, что найти организаторов теракта нет никакой возможности, тем самым окончательно похоронив дело.
Ответ этого необъяснимого безразличия к судьбе собственных сограждан вскрылся спустя еще полтора десятилетия. В 2016 году были обнародованы документы, свидетельствовавшие о том, что власти Швейцарии пошли на тайный сговор с НФОП. Палестинцы обязались не атаковать больше швейцарские самолеты, а это государство обязалось обеспечивать палестинским движениям свою дипломатическую поддержку. Вот такая она «настоящая» европейская демократия.