02.11.2024
Люди
👀 16

Лев Аннинский: «Один из последних титанов эпохи»

Шестого ноября 2019 года ушел из жизни один из последних титанов эпохи – Лев Александрович Аннинский, выдающийся литературовед, талантливый литературный критик, писатель.

Лев Аннинский: «Один из последних титанов эпохи»

Жизненный путь

Встреча его родителей, донского казака Александра Ивановича Иванова-Анненского и украинской еврейки Анны Соломоновны Александровой, состоялась в Москве, куда юные провинциалы поехали «завоевывать» столицу. Лев Александрович позднее сказал, что своим появлением на свет он обязан пролетарской революции. А ведь действительно, в иных условиях его родители, которые принадлежали к различным социальным слоям и жили в разных местах, скорее всего, не встретились. Но благодаря изменению общественного строя встреча состоялась, создалась семья, и 7 апреля 1934 в ней появился сын.

Лев Аннинский: «Один из последних титанов эпохи»

В детстве он ощущал полную свободу. Родители много трудились, ездили в командировки, а мальчик ходил в детсад, гулял во дворе. Интересно, что маленького Льва можно увидеть в знаменитой кинокомедии «Подкидыш» 1939 года, где он сыграл детсадовца, хотевшего быть милиционером, танкистом и даже пограничным псом.

Мировоззрение юноши сложилось под влиянием книг, которые он прочел в детские и подростковые годы. Наряду с любимыми им мифами Древней Греции, историческими романами, произведениями русских и зарубежных классиков, Лев, еще будучи школьником, увлекался философскими трудами Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова, Гегеля, Канта. В старших классах принял окончательное решение о выборе профессии литературоведа.

Лев Александрович с детских лет отличался любознательностью, незаурядными способностями, начитанностью, эрудицией. А еще ему помогала врожденная любовь к учению. Завершив школьное образование с золотой медалью, он продолжил его на филфаке МГУ. Несмотря на успешно сданные экзамены, в аспирантуру, куда его рекомендовали преподаватели, Лев не попал из-за изменения «идеологической линии партии», предусматривающей возможность дальнейшего обучения лишь для тех, кто успел поработать на производстве.

Лев Аннинский: «Один из последних титанов эпохи»

Не задалась и работа в журнале «Советский Союз», откуда он начал свой профессиональный путь. Спустя полгода оттуда последовало увольнение за «профнепригодность». А дело было в том, что молодому человеку поручили сочинять идеологически правильные подписи к фото, что оказалось для него скучной обязанностью. Но это увольнение позволило юноше отыскать дело по душе. Он стал, по его словам, «литподенщиком»: писал критические материалы, рецензии, постепенно войдя во вкус литературно-критической деятельности.

Настоящей школой мастерства Анненский считал «Литературную газету». Работа в ней задала тот высокий уровень, который критик поддерживал на протяжении всей своей творческой жизни. Он трудился в знаменитых советских журналах «Знамя», «Дружба народов», «Литературное обозрение» и других, занимался преподавательской деятельностью, создавал и вел циклы телепроектов, к примеру, на телеканале «Культура» передачу «Я жил. Я звался Геркулес». Анненского можно назвать состоявшимся тележурналистом, показавшего себя как глубокого исследователя современной культуры, замечательного рассказчика, слушать которого – истинное удовольствие, личности, обладающей талантом увлечь зрителя.

Творческое наследие

Льва Анненского называли видным литературным критиком и блистательным филологом. Мастеру нравилось начинать газетную полемику, погружаясь в литературные дискуссии. Он комфортно чувствовал себя в среде критиков, однако и фундаментальная филология ощутила его значительный вклад в науку.

Особой вехой творчества Анненского считается его литературно-исследовательское творчество. Интереснейшей книгой является «Охота на львов», в которой исследуются кинематографические подходы к наследию Л. Н. Толстого. Опытом нового открытия творчества Н. С. Лескова можно назвать работу «Лесковское ожерелье». Множество ценнейших находок обнаружено выдающимся критиком в потрясающем романе Н. Островского «Как закалялась сталь».

Его литературоведческие труды не подвластны времени. Их активно цитируют другие исследователи творческого пути Л.Толстого, Н.Лескова, Н.Островского.

Лев Аннинский: «Один из последних титанов эпохи»

Скорбя по поводу его смерти, собратья по перу называли Льва Александровича одним из последних образованнейших людей России, великолепным литературоведом, титаном эпохи, ценимого многими не только за его личное мнение, рецензии, но и за чарующее обаяние, тонкий ум, мощную харизму. Кстати, последние перечисленные качества делали его узнаваемым человеком, которому улыбались продавцы, отдавали честь сотрудники ГАИ.

Важно и то, что Анненский принес в русскую критику иной стиль и язык. Безусловно, он развивал традиции критической мысли России XIX в. Его кумирами были Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, поднимавшие в статьях общественные вопросы. Анненский интересовался, прежде всего, отражением в литературе, в том числе и классической, современной жизни. Однако при этом Лев Александрович, живя во 2-ой половине XX ст., пользовался совершенно иным, афористичным языком. Единственной фразой он говорил порой больше, чем другие большой статьей.

Анненского называли одним из немногих литературных критиков, которые были известны широкой публике. Не секрет, что критической литературой интересуется довольно мало людей, однако то, что создавал Лев Александрович было интересно для всех. Достаточно вспомнить, как самиздатом ходили его статьи о Л. Толстом и кинематографе, передаваясь от одного читателя другому. Это характеризовало Анненского как творца, имевшего невероятный писательский талант, делавший критику истинной литературой.

Лев Аннинский: «Один из последних титанов эпохи»

Чего греха таить, Лев Александрович вызывал раздражение у многих сослуживцев из-за своей поразительной свободы выбора площадок для публикаций. Он подвергался критике за печатание у «почвенников», у либералов, не объединяясь при этом ни с кем. Выдающийся литературовед обладал изумительным мастерством всегда оставаться самим собой без смешивания с окружающей его средой, не теряя свободы в различных формах литературной работы.

Лев Александрович Аннинский навсегда останется в памяти потомков как выдающийся литературный критик, писатель, чьи книги и статьи не только образец современной литературы, но и увлекательное чтение.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *