«Ну вот, я здесь, но не могу все ещё поверить в это… Когда вы получите это письмо, то будете уже знать, как всё произошло… У меня был сильный стресс, но я счастлив и надеюсь встретиться с вами в Америке. Всегда Ваш, Wetchek». Эти теплые, искренние слова благодарности адресованы американскому дипломату Хайрэму (в американской традиции – Гарри) Бингхэму. А сказал их знаменитый немецкий писатель еврейского происхождения Лион Фейхтвангер. Ему было за что благодарить американца. Ведь тот спас ему жизнь, организовав побег из оккупированной фашистами Франции и выдав американскую визу.
1939 год. Гитлер нападает на Польшу и разделяет ее вместе со Сталиным. Франция формально объявляет войну Германии, однако в ее рядах слишком много симпатиков Гитлера. И вместо борьбы с внешним врагом в стране начинается борьба с врагами внутренними. Под арест и заключение попадают немцы, другие эмигранты, евреи. В 1940 году Франция сдается на милость захватчиков, фактически не оказав сопротивления. На большей части страны устанавливается нацистский режим, а на незначительной неоккупированной – лояльный к Гитлеру режим Виши во главе с Петеном. В это время во Франции начались уже не просто задержания эмигрантов – начались аресты и депортация в гетто всего еврейского населения страны.
Знаменитый писатель, критик Гитлера, человек, назвавший главный труд идеолога фашизма текстом со 140 тысячами ошибок, Лион Фейхтвангер, был в числе тех, кого в фашистской Франции арестовали первым. Парадокс: сначала его задержали как немца-эмигранта, а позже – уже как еврея. Судьба писателя была предрешена, если бы на его пути не встретился Гарри Бингхэм.
Бингхэм родился в очень влиятельной американской семье. Его мать была наследницей основателя компании “Тиффани”, а отец – знаменитым географом, историком, путешественником, писателем. Это он открыл город инков в Перу, написав впоследствии об этом книгу “Последний город инков”. К слову, знаменитый киногерой Индиана Джонс срисован именно с отца Гaрри.
Не мудрено, что в такой семье мальчик получил блестящее образование. Йель, потом Гарвард, блестящая дипломатическая карьера. Посольство США в Китае, представительство в Японии, затем в Лондоне. В последнем он познакомился с Розой Моррисон, которая вскоре станет его женой и родит Гарри 11 детей.
В 1937 году Госдепартамент США назначает Гаpри Бингхэма вице-консулом в Париж (место дислокации – Марсель). Уже в этой должности Гарpи посещает Германию, которая оскорбила его лучшие чувства зрелищем разбитых еврейских школ, храмов, табличками на многих кафе с надписями: “Собакам и евреям не входить”. Каков же был ужас семьи Бингxэма, когда эта страшная волна антисемитизма докатилась и до Франции – до тех мест, где он жил со своими детьми.
В 1940 году ситуация накалилась настолько, что Гapри решает отправить жену и детей обратно в Америку. Сам же развернул работу по спасению евреев от верной смерти. Консульство под его руководством стало ежедневно выдавать разрешения на въезд в США беженцам из Германии и Франции. Если кто-то думает, что это было легко, он глубоко ошибается.
Администрация президента Рузвельта проявила очень странную лояльность к режиму Гитлера. Долгое время американцы пытались играть в нейтралитет, считая экономически невыгодным ссориться с Германией. Немалую роль сыграли и отдельные персоналии в команде Рузвельта, которые исповедали антисемитизм и ксенофобию. К примеру, прямой начальник Бингхэма, заместитель Госсекретаря Соединенных Штатов Лонг распространял информацию о том, что евреи – это главные “переносчики нацизма” и якобы, если впускать их в страну, это равносильно тому, что впустить самого Гитлера. И Лонг стал рассылать циркуляры, в которых требовал препятствовать въезду евреев в США. Каждый такой запрет, каждый отказ в визе – это осознанное убийство. И это как никто понимал наш герой. Он на свой страх и риск, в нарушение всех полученных циркуляров, стал выдавать визы евреям. Больше того, для многих евреев дом Гаppи в Марселе становился пристанищем на пути в Америку. Люди чувствовали себя в безопасности под крышей известного дипломата.
Среди людей, которых спас Гappи, – писатель Лион Фейхтвангер, немецкий художник Макс Эрнст, журналист Ханна Арендт, знаменитый художник Марк Шагал.
Точное же число тех, кого спас бесстрашный дипломат, не известно до сих пор. Он никогда никому не рассказывал при жизни о своих подвигах. Тем более, что за такие действия, за решения принимаемые вразрез с генеральной линией Госдепа, в 1941 году Гaрpи отзывают из Марселя и направляют сначала в Лиссабон, а затем в Буэнос-Айрес, в Аргентину.
Но и в Аргентине он не успокаивался. Он продолжал вести антифашистскую работу и постоянно делал доклады о том, как Аргентина укрывает нацистских преступников. В конце концов, ему пришлось вообще уйти в отставку. На долгие годы за “конструктивный протест” Бингхэм был признан опасным диссидентом, позволившим себе нарушить субординацию и приказ начальства.
И только через 50 лет госсекретарь Колин Пауэл признал заслуги своего коллеги перед страной и перед миром.
Это стало возможным лишь после смерти героя. Он ушел из жизни в 1988 году в возрасте 85 лет. Следом за ним ушла и супруга. После смерти родителей, разбирая старые завалы на чердаке, дети обнаружили письма и документы, которые и раскрыли правду о деятельности их отца в годы Второй мировой войны.
В 2002 году американское правительство вручило посмертную награду родственникам Бингхэма – “Конструктивное несогласие”. Дети получили также грамоту – вместо отца – “Мужественному дипломату”. В начале нового века Госдепартамент США набрался смелости пересмотреть часть своей официальной истории в части личного вклада Гарри в дело мира.
В 2005 году Яд-ва-Шем адресовал семье героя благодарственное письмо.
Американское почтовое предприятие выпустило в 2006 году марку с изображением спасителя 2500 евреев, и с этого времени дети дипломата стали получать письма со всего света от людей, которые были обязаны жизнью бесстрашному дипломату.