Этот одиннадцатилетний скрипач не убил ни одного вражеского солдата, но вошел в историю войны как настоящий герой. Он боролся с нацизмом всего лишь несколько мгновений, но преподал урок великого мужества многим людям. Звали этого еврейского мальчика Абрам Пинкерзон. Впрочем, известен он больше под именем Муся. Так ласково называла своего сына мама Феня Моисеевна.
Муся родился 5 декабря 1930 года в «классическом еврейском семействе», жившем в то время в г.Бельцы, принадлежавшем тогда Румынии. Пинкерзоны относились к династии докторов, которая насчитывала несколько поколений. Глава семейства Владимир стал уважаемым врачом, ценимым пациентами. Немудрено, что сына он видел продолжателем своего дела. Но влечение к музыке оказалась сильнее. Одаренный мальчик уже в пять лет виртуозно овладел скрипкой, прекрасно играя на этом музыкальном инструменте. О его таланте рассказывалось даже в городских газетах.
В 1940 Бельцы в составе Бессарабии вошли в Советское государство. Семья Пинкерзонов не почувствовала практически никаких перемен. Владимир продолжал врачебную практику, а его сын, поступивший в пионерскую организацию, по-прежнему старательно занимался музыкой. В июне 1941 он готовился выступить на Первой олимпиаде художественной самодеятельности Молдавии. Но начавшаяся Великая Отечественная война разрушила мирные планы.
Пинкерзоны отправились в эвакуацию. Спустя пару недель они приехали в кубанскую станицу Усть-Лабинскую. Глава семьи начал работать в военном госпитале, а его сын стал учиться в местной школе, проводить вечера в госпитале, развлекая раненых солдат игрой на скрипке.
Немцы стремительно наступали, под угрозой летом 1942 оказалась и Кубань. Требовалось эвакуировать раненых и медицинский персонал, но сделать этого не успели. Доктор Владимир Пинкерзон продолжал лечить своих пациентов, пока его не арестовали фашисты. Узнав, что перед ними уважаемый и высококвалифицированный врач, они приказали, чтобы тот оказывал помощь немецким военнослужащим. Однако Пинкензон отказал им, за что и был посажен в тюрьму. Спустя считанные дни там же оказались его супруга и сын. Фашистами было задумано не просто уничтожить евреев, которые проживали в станице, а провести акцию устрашения для других людей.
На место казни были согнаны все жители Усть-Лабинской. Среди обреченных они увидели Мусю Пинкензона, который не расставался со своей главной драгоценностью – скрипкой, бережно прижатой к груди. В толпе зароптали, послышалось слово «нелюди». Владимир попросил немецкого офицера не убивать мальчика, но был сразу же застрелен. За ним погибла и Феня Моисеевна, бросившаяся к упавшему мужу. Одиннадцатилетний мальчуган, на глазах которого фашисты убили самых близких ему людей, одиноко стоял среди «истинных арийцев», считающих его «недочеловеком». Страх и отчаяние были в сердцах находящихся за рядами нацистов людей, которые не могли прийти на помощь Мусе.
Неожиданно мальчик попросил офицера выполнить его последнюю просьбу – сыграть на скрипке. Тот засмеялся и дал разрешение. Наверное, он думал, что маленький еврей попытается его разжалобить и выклянчить дополнительные минуты жизни.
Спустя миг над станицей раздались звуки музыки. Ни замершие в страхе люди, ни гитлеровцы поначалу не сообразили, а возможно не могли поверить в то, что происходит. А Муся, глядя в глаза смерти, играл «Интернационал», бывший в те времена не только гимном коммунистов всего мира, но и СССР. Люди, стоявшие в толпе, начали сначала тихо, а потом все громче петь песню под аккомпанемент скрипки маленького еврейского мальчика. Очнувшийся офицер, обозвав ребенка свиньей, во всю глотку потребовал прекратить исполнение. В юного музыканта начали стрелять. Раненый Муся пытался продолжить играть, но прилетевшие пули оборвали жизнь скрипача.
Фашисты бесновались, с яростью разгоняя людей. Но дело было сделано: задуманная гитлеровцами акция устрашения стала акцией их унижения. Нацисты оказались беспомощны перед силой духа одиннадцатилетнего еврейского мальчика, который не боялся смерти. Этот день для жителей Усть-Лабинской стал переломным. Вера в победу над фашистами благодаря отважному маленькому музыканту вспыхнула в их сердцах с новой силой.
Сейчас в городе Усть-Лабинске установлен памятник настоящему герою, юному скрипачу Мусе Пинкерзону, борьба которого с нацизмом продолжалась считанные мгновения, но стала символом великого мужества и стойкости.