В тоннеле Ночи, имя которой Катастрофа, Эли Визель стал лучом света, разбивающим тьму. Он вошел в этот тоннель смерти и сумел выжить. И не просто выжить.
“После всего пережитого по время Холокоста, мы, евреи, имели полное право похоронить в себе гуманизм. Но мы не сделали этого. Мы продолжаем жить, сохраняя веру в будущее”, – говорил писатель, гуманист, философ и журналист Эли Визель.
Трагическое неведение
В 1940 году город Сигет, в котором и жили Визели, отошел к Венгрии, где к власти пришли национал-социалисты.
Надо сказать, что несмотря на пришедший к власти нацизм, в Венгрии очень долго сопротивлялись насаждаемой Германией политике расовых чисток. Правящая элита страны не разделяла стратегию уничтожения евреев и цыган, и имитировала создание гетто, в которых евреи жили практически так же, как и до войны. Наверное, поэтому венгерским евреям казалось, что евреи в других странах как-то неправильно себя ведут и подвергают себя тем самым смертельной опасности. Даже в семье самого Визеля не понимали причин восстания в Варшавском гетто, считая, что евреям стоило бы спокойно дождаться окончания войны, и тогда никто бы из них не пострадал.
Однако в 1944 году они поняли, как сильно ошибались, насколько были слепы и наивны. В 1944 году венгерское правительство не выдержало давления германского рейха и начало депортацию всех без исключения евреев в Освенцим. Семью Эли Визеля разделили сразу же. Сара и младшая из трех сестер Эли Визеля, Ципора, были умерщвлены в газовой камере. Старшие девочки, Беатрис и Хильда, сумели выжить в Освенциме.
В 1945-м, незадолго до освобождения, Эли и его отца, Шлойме Визеля, маршем смерти отправили в Бухенвальд. Однако уже в первые часы по прибытии отца жестоко избил надзиратель Бухенвальда. Позже Шлойме подрался с заключенными за еду. В результате и без того истощенный голодом и непосильными нагрузками организм не выдержал побоев, и Шлойме скончался. Эли встречал освобождение один…
Пережившие Катастрофу
После освобождения Эли Визель проходил лечение и реабилитацию, после чего отправился в Париж, чтобы найти своих уцелевших сестер. Семья, потерявшая троих человек, воссоединилась. Но ненадолго. Вскоре Визель полностью погружается в учебу и поступает в Сорбонну, где изучает литературу, философию и психологию, а сестры эмигрируют в Северную Америку.
В это время Эли Визель начинает журналистскую карьеру. Именно в качестве журналиста он объездил немало стран, в том числе побывал в Индии. Его впечатления, его работа стали шикарным багажом для старта литературной деятельности.
Но, конечно, первую книгу он написал не о своем новом опыте. Первые пробы пера были исключительно на идиш и исключительно о Катастрофе.
Вначале Визель писал небольшие статьи на эту тему для еврейских журналов. А позже, в 1956 году, в Аргентине он издает свою первую книгу. Она называется “И мир молчал” и была написана на идише. Это автобиографическое произведение, пожалуй, впервые в послевоенной истории раскрывающее страшную правду о Холокосте. В ней – только пережитое самим автором. И оттого она сильнее ранит, достает до печенок своей откровенностью и шокирующей правдой. Книге веришь!
К сожалению, то обстоятельство, что она была написана на идиш, сильно ограничило сферу распространения книги. И тогда автор решает издать переработанное, адаптированное издание на английском языке. Книга выходит в 1958 году и называется “Ночь”. Для Визеля нет ничего страшнее, чем Холокост и концлагерь. Это место абсолютного зла и абсолютной темноты, куда не проникает надежда. Вот именно поэтому – “Ночь”.
Это автобиографическая трилогия получила неимоверный резонанс. Ее почти сразу же стали переводить на 18 языков мира. “Ночь” разошлась тиражом 8 миллионов экземпляров! Эта книга стала откровением для миллионов людей, живших в иллюзии или, что еще хуже, жившие самообманом, стараясь не замечать, что происходит вокруг. Не замечать и молчать – именно против этого так яростно выступил Эли Визель. Первый вариант названия книги (“И мир молчал”) – как раз об этом. Молчание, равнодушие – это тоже преступление. Преступное равнодушие убивает так же, как и нацистский режим.
Эта тема была настолько важна для Визеля, что ей он решил посвятить и другие свои книги.
О чем молчат евреи
Эли Визель, спасшись от диктатуры Гитлера, решил лично проверить, а как же живется евреям под коммунистической диктатурой. И в 1965 году он отправился в длительный вояж по СССР. Он провел сотни встреч с самыми разными людьми, в основном евреями. Он задавал вопросы, пытаясь понять, как живется евреям в стране Советов. Он был шокирован увиденным и услышанным. Вот тогда и вышла его книга “Евреи молчания”.
Если кто-то подумал, что эта книга о евреях в СССР, лишенных многих свобод и притесненных в правах, то он ошибся. Эта книга намного шире и глубже.
“Евреи молчания” – это книга о равнодушии самих евреев из разных уголков мира, которые, зная, что происходит с их братьями по крови, стыдливо прячут голову в песок, ничего не предпринимая, не пытаясь даже протянуть руку помощи.
В этом Визель видел многие проблемы евреев.”Евреи не имели друзей, потому они были мертвы”, – писал он.
Удар под дых “отрицателям Холокоста”
Эли Визель за свою жизнь написал более 40 книг. Большинство его работ бьют наотмашь по тем, кто пытался и до сих пор пытается отрицать очевидное.
“Забыть о людях, о миллионах невинных жертв расовых чисток, осуществленных Гитлером, это значит убить этих людей еще раз”, – говорил Визель.
Но на деле убить еще раз попытались как раз его. Эрик Хант, один из “отрицателей”, попытался выкрасть писателя во время его лекции в Бостонском университете. К счастью, этому удалось помешать. Однако угрозы со стороны неонацистов постоянно приходили в адрес Визеля.
Мировое признание
В 1986 году Эли Визель получил Нобелевскую премию мира. Это отчасти было странно, ведь для мира он был в первую очередь известен как писатель. Но в Нобелевском комитете посчитали, что вклад книг Визеля в дело мира и недопущения повторения Холокоста намного более весомый, чем в литературу.
Визель много ездил, читал лекции в Бостонском, Йельском, Массачусетском университетах.
Он всегда занимал принципиальную позицию и не терпел компромиссов в вопросах нравственности и памяти. Именно поэтому он не постеснялся сказать президенту США Рейгану прямо в глаза, что он думает по поводу его планов посетить немецкое кладбище, где в числе прочих захоронены и ближайшие приспешники Гитлера, причастные к массовым убийствам евреев.
Такая позиция импонировала евреям. Визелю дважды делали предложение принять участие в президентской кампании на пост президента Израиля, однако Эли Визель считал, что будет намного более полезен там, где он есть – то есть в литературе и публицистике.
В минувшем году Эли Визеля не стало. И его уход стал огромной пустотой для многих, кто знал и ценил этого человека.
“В ночи Холокоста, который унес жизни 6 миллионов наших братьев и сестер, Эли Визель был лучом света и примером бесконечной человечности и доброты”, – прощаясь с писателем, сказал премьер-министр Израиля Натаньяху.
Светлая память писателю.
Но я бы не обвиняли евреев СССР в молчание.
Евреи не имели своей страны, были по существу бесправны в стране развитого социализма. Защищать свои права- это тюрьма и лагерь.
Теперь, когда у еврейского народа уже есть свое государство,
когда евреи обрели свою родину, никто не обвинит евреев в малодушии. Второго Холокоста не допустят. Будучи миролюбивым и гуманным государ твом, Израиль будет защищать свою страну, не отступая перед вековыми антисемитским злом. Евреи выстрадали своё право на жизнь.