Сейчас довольно часто в социальных сетях или новостей о Холокосте можно увидеть весьма нелицеприятные комментарии. В них говорится о том, что вопросы Холокоста касаются не всех, а только евреев, что обсуждать их нужно между собой, не вынося данную проблему на широкую публику. А то и вовсе резко требуется прекращение обсуждения, потому что тяжелые времена переживал любой народ.
Тем, кто вещает о том, что евреи набили оскомину своим Холокостом, следует напомнить, что в этой нации до настоящего времени живет страх от испытанного их предками. Если не озвучивать пережитые трагические события, то они могут повториться с любыми народами.
Что касается плохих времен, бывших у каждого народа. Ликвидацию шести миллионов человек нельзя назвать просто «плохими временами». Это беспрецедентный случай в истории, когда одни люди забирали жизни других только потому, что им не нравилась их национальность.
Обсуждение только между собой, как это предлагают сделать некоторые комментаторы, не является выходом из положения. Ведь единственным способом победить страх повторения трагедии является признание того, что она была. Разумные люди испытывают благодарность к каждому, кто, читая публикации о Холокосте, совместно проживает те трагические события, которые происходили меньше века назад.
На требование прекратить вовлекать другие нации в это обсуждение, следует вспомнить слова бывшего заключенного Дахау немецкого пастора Мартина Нимёллера. Суть их в том, что если ты будешь молчать, то, в конце концов, когда придут за тобой, а заступиться уже будет некому.
В мире установлено множество монументов, посвященных героям и жертвам этой страшной войны, но конкретно погибшим евреям, имена которых неизвестны, их незначительное количество. По данной программе устанавливаются памятники жертвам Холокоста, в результате которого систематически и массово уничтожались именно евреи.
Категории «больше» и «меньше» относительно погибших людей обсуждать просто аморально. Главной целью является восстановление максимального количества имен тех, кто стали невинными жертвами Холокоста. Так что сравнивать количество погибших людей различных наций недостойно их памяти.
По всей вероятности, последующие рассуждения вряд ли переубедят непримиримых комментаторов материалов о Холокосте. Однако, возможно, некоторые люди смогут все-таки посмотреть на проблему массового преследования и уничтожения представителей еврейской нации под другим углом.
Начнем с того, что та война не может быть ни «наша», ни «ваша». Он является общей трагедией всего человечества, которая показала, как с легкостью допускается уничтожение всей расы.
Существует несколько причин отрицания, озлобления на тех, кто его признает, обесценивания до уровня «у любого народа были сложные времена».
Для начала следует обвинить жертву. Действительно, признание уничтожения 6 миллионов человек руками других людей, а не в результате боевых действий, стихийных бедствий, нестерпимо. Принятие этого равносильно признанию, что все может повториться. И если тогда это были евреи, то сейчас могут быть кто угодно: косоглазые, хромоногие, рыжеволосые и т.д.
Задумайтесь: лишь за принадлежность к еврейской нации было уничтожено шесть миллионов человек. Есть ли гарантия, что в будущем такое же не произойдет с другими людьми?
Гарантий дать невозможно, поэтому надо как-то защитить свою психику. Признание Холокоста невмоготу, поэтому следует выдумать причины, могущие внести в данный вопрос хоть какую-то логическую основу. И тут начинаются разговоры о богатстве, жадности, что привело к их истреблению. Говорится о том, что масштаб трагедии преувеличивается, и жертв было гораздо меньше, что они сами виноваты, потому что не бежали вовремя из европейских стран, что много русских тоже погибло.
При внимательном чтении заметно, что какое бы то ни было отрицание Катастрофы базируется на отыскании в действиях нацистов хотя бы малейшей логики. Это касается и утверждения виновности самих евреев, и того, что происходило уничтожение не только представителей этой нации. Перед нами попытки разумного объяснения случившемуся и одновременно желание обезопасить себя. Комментаторы считают, что он знают, почему все произошло и как обезопасить лично себя от возможного повторения этого.
Но дело в том, что объявления о преследовании не было. О начале уничтожения евреев не сообщали по радио и не писали в газетах. Все происходило постепенно. Ущемление прав, увольнения, выселения. В истории евреев полно таких случаев. Только после пришедшего понимания того, что всю еврейскую нацию до последнего представителя собираются ликвидировать, началось сопротивление этому злу, но было уже поздно.
Холокост можно назвать безумным и иррациональным явлением. Трудно осознать, что в развитой культурной стране происходит мобилизация всех ресурсов для истребления миллионов абсолютно мирных женщин, детей, пожилых людей. А как с помощью логики объяснить уничтожение людей, трудившихся на производственных предприятиях, отчасти поддерживавших немецкую экономику? Логическому объяснению это не поддается, делая Холокост явлением, неподвластным разуму, а значит и более ужасным.
Еще одним способом отрицания, часто используемым в обычной жизни, является упование на то, что это случилось давно. Вспомните общеизвестное выражение «время – лучший лекарь», применяемое к тяжелым жизненным ситуациям. Но ведь проблема заключается в том, что разница в случае с разбитым сердцем и ликвидацией 6 миллионов человек налицо. По опросам, проводившимся неоднократно, более, чем у 90% евреев есть родственник, который погиб либо чудом уцелел в период Холокоста. Практически все ныне живущие евреи являются прямыми потомками тех, кого в газовых камерах, крематориях, концлагерях безжалостно уничтожали нацисты. С тех страшных времен еще и века не прошло. Есть живые свидетели тех зверств, бывшие тогда малолетними узниками фашистских концлагерей. Живы потомки тех, кого даже похоронить было невозможно.
А ведь все эти бесчинства совершали обычные люди, которые гнали евреев в гетто, жестоко издевались и убивали. Не безумцы, а вполне адекватные люди охраняли узников, возили их в концентрационные лагеря, заталкивали в газовые камеры, сжигали в крематориях.
Об этом невыносимо думать, поэтому легче сказать, что люди на это не способны. В реальности же они делали все это. Поэтому вольно или невольно возникает страшный вопрос о том, а любой ли человек способен на то, что делали тогда обычные люди. Если живущим в те времена промыли пропагандой мозги, что же мешает это сделать сейчас с нами? Если их заставили, то и нас могут? Если у них не существовало иного выбора, то, как же будет с нами?
Легко отвергать Холокост в целом, чем согласиться, что в принципе рядовые люди способны перейти на такой уровень варварства и беспощадности.