Имена Дизель, Форд, Калашников, Липтон, Максим сейчас прочно ассоциируются с конкретными изделиями. Имя этого человека также входит в данный узкий круг инженеров и изобретателей, фамилии которых стали именами нарицательными. И если сейчас у рядового обывателя спросить имя создателя швейной машинки, то, вероятнее всего, он назовет имя Зингер. И хотя на самом деле первые прототипы таких устройств появились еще в XIV веке, именно Зингер сделал швейную машину достоянием всех, а не только станком для пошивочных фабрик.
Становление будущего изобретателя
Полное имя нашего героя – Исаак Меррит Зингер. Он родился в еврейском семействе эмигрантов из Германии, 27 октября 1811 в американском городке Трой, находящемся в штате Нью-Йорк.
Отец мальчика промышлял тем, что ремонтировал телеги. Неудивительно, что едва только Исаак начал что-либо соображать в механике, отец немедленно начал привлекать сына к своей работе. И мальчик, помогая отцу, параллельно учился делать всякие механические штучки: одни для простого развлечения, другие для помощи в работе.
Размеренная жизнь не привлекала юного Зингера, поэтому он постоянно что-то придумывал. Правда, его развлечения больше походили на шалости, которые выводили из себя не только домашних, но и всех соседей. Так что, когда он в возрасте 12 лет мальчик перестал учиться в школе и сбежал из дому, все вздохнули с облегчением, и не слишком активно занимались его поисками. Вскоре выяснилось, что он объявился в Рочестере у своего старшего брата.
На новом месте Исаак, казалось бы, остепенился. Он устроился в механическую мастерскую. Благодаря природной сообразительности быстро научился ремонтировать несложные технические приспособления, использовавшиеся тогда в домашнем хозяйстве. Однако парню хотелось приключений, поэтому, когда в Рочестере появилась бродячая труппа артистов, то он, едва только те отыграли программу, уехал из города вместе с ними.
Зингер – изобретатель и начинающий бизнесмен
Насколько хорошим актером оказался Исаак, история умалчивает, но к 20 годам его тяга к приключениям закончилась. Он осел в Бостоне и завел семью. Здесь в молодом человеке вновь проснулся изобретательский талант, поэтому в процессе работы он буквально забрасывал начальство своими предложениями. Однако у руководителей предприятия он признания не нашел, зато вполне достойные деньги принес ему патент на установку для бурения породы. С этими деньгами в 1840 он вместе с семьей переехал в город Фридериксбург штата Огайо, где стал трудиться на заводе.
Поначалу и на новом месте ему предложили малоинтересную работу в виде вытачивания стандартных деревянных болванок. Это навело молодого рабочего на мысль, что такие действия можно выполнять и другим способом. Хорошенько обдумав ситуацию, Исаак провел усовершенствование своего станка, что позволило существенно увеличить его производительность. Оригинальное устройство имело определенный успех, поэтому Зингер решил стать самостоятельным предпринимателем.
Наполненный идеями он вновь сменил местожительства, в 1849 году переехав в Нью-Йорк. Но бизнес, что называется, не пошел, и Зингер отправился в Бостон. Здесь у него появился компаньон Джордж Зибер, имевший определенный опыт в предпринимательстве. Однако и в Бостоне оригинальные деревообрабатывающие станки фирмы «Зингер и Зибер» не пользовались большой популярностью. Деньги, имевшиеся у компаньонов, стремительно уменьшались, поэтому им нужно было либо бросать бизнес, либо искать новые пути для заработка.
Помощь пришла неожиданно. Свою фирму друзья держали на территории мастерской некоего Орсона Фелпса, производившего швейные машинки. В XIX столетии подобные устройства были довольно примитивными, громоздкими и часто ломались. Выбрав момент, Зингер ознакомился с конструкцией производимой Фелпсом машинки и увидел, что ее можно усовершенствовать. Молва гласит, что Исаак в течение всего лишь 10 дней создал абсолютно новую конструкцию, ставшую настоящим техническим чудом.
Аппарат был настолько удачным, что позволил швеям резко увеличить производительность, одновременно упростив сам процесс работы. Вскоре нашелся и покупатель на новую швейную машинку. Проданный первый экземпляр позволил не только компенсировать затраты на ее изготовление, но и принес существенную прибыль. Немедленно была организована фирма «Зибер, Зингер и Фелпс», которая занялась производством собственных швейных машин.
Вскоре нашелся и крупный покупатель – фабрика из Нью-Хейвена, занимавшаяся пошивом рубашек. Для нее было изготовлено сразу 30 машин. Казалось, все шло прекрасно. Крупные производители заказывали швейные машинки только у них, причем количество востребованных изделий было таким, что мастерская едва справлялась с производством. Однако вскоре проявились и определенные минусы: сборка новых машинок была очень примитивной, шла медленно, а цена изделия просто зашкаливала, отчего покупателями выступали только очень состоятельные компании.
Через время в силу определенных причин товарищи Зингера вышли из дела, и Исааку не оставалось ничего другого, как выкупить их акции. Он смог это сделать, взяв в компаньоны известного адвоката и инвестора Эдварда Кларка. Из новых совладельцев образовалась гармоничная пара: богатый на воображение Зингер и расчетливый Кларк. Вдвоем в 1851 году они организовали новую компанию – «The Singer Manufacturing Company». Машинки от этой фирмы уже стоили 100 долларов, что тоже было дорого, однако их цена была ниже, чем у первых экземпляров.
Параллельно с совершенствованием новых моделей, венцом которых стала «Singer-12» образца 1864 года, требовалось придумать нечто новое, чтобы уменьшить стоимость продукции до таких величин, которые позволили бы приобретать данные устройства даже обычным домохозяйкам. И компаньоны нашли такой ход. Сначала они стали продавать машинки в кредит, причем оптовым покупателям предлагались существенные скидки. Потом они наняли огромное количество коммивояжеров, сумевших добраться с их продукцией до наиболее отдаленных провинциальных городков Америки.
Однако и это не стало выходом из положения. Им стала конвейерная система производства, удачно скопированная впоследствии Генри Фордом. Благодаря поточной сборке продукция получилась настолько дешевой, что вскоре цена нового изделия упала на порядок, составив всего 10 долларов. С этого момента швейные машинки Зингера стали доступными для всех. Добавило привлекательности этим изделиям еще одно новшество. Сейчас это именуется франчайзингом, когда неким агентам передаются территориально ограниченные права на продажу и послепродажный сервис швейных машин.
Теперь производство начало расти в геометрической прогрессии. Со временем машинки «Зингер» стали выпускаться десятками тысяч в год. После того как рынок США насытился, в 1867 году компания открыла свой завод уже за пределами страны, в шотландском городе Глазго. Фактически «Singer Manufacturing Company» стала первой мультинациональной корпорацией. Впоследствии подобные предприятия были построены еще и в Германии, России, в Ирландии, во Франции и ряде других стран. Общее количество производимых в год швейных машинок высочайшего качества перевалило за миллион единиц.
Сам со временем бизнесмен отошел от дел, передав бразды правления компанией наемному директору Инсли Хопперу. Зингер выехал в Европу, где в 1875 году умер, оставив своим наследникам порядка 22 млн. долларов, несколько дорогих особняков, а главное – идеально работающую промышленную империю, массово выпускающую швейные машинки.