Ханука – это детский смех, белые от сахарной пудры щеки, море огней, сладкие угощения, веселые игры, песни и пляски. Ханука – это счастливые евреи, рассказывающие чудесные истории про себя и своих друзей. Ханука – это уверенность в своей правоте, победе добра над злом и надежде на светлое будущее.
Ноябрь-Декабрь – время Хануки, иначе именуемой еврейским Праздником Обновления, который появился свыше 2000 лет назад благодаря победе, завоеванной героическими стараниями народа, руководимого семьей Маккавеев в 165 году до н.э.
Небольшой исторический экскурс
Все началось после того, как сирийский царь Антиох Епифан, исповедовавший эллинистический вариант религии, захватил еврейские земли и попытался насадить местным жителям идеи эллинизма. Апофеозом его действий стало разграбление сокровищницы Иерусалимского Храма и оскорбительное для иудеев якобы в жертву Зевсу убийство свиньи на храмовом алтаре. Эти кощунственные для евреев действа вызвали настолько сильную негативную реакцию, что они восстали против сирийцев.
Лидером восстания стал Иуда Маккавей. Под его руководством за три года евреям удалось отстоять независимость, отогнать сирийцев от Иерусалима и начать возрождать собственные религиозные идеи. Главным символом этого должно было стать возобновление работы Иерусалимского Храма. Однако не все было так просто. Храм был разграблен до основания, и хотя евреи и переосвятили его, но у них не было даже достаточного количества масла, которое требовалось залить в храмовый светильник менору.
Согласно легенде, тогда случилось чудо. Всего лишь однодневный запас масла требуемого стандарта смог прогореть целых восемь дней. Как раз этот момент и стал базисом нового еврейского праздника Хануки. Мало того, его отголоски проявляются и в незамысловатой детской игрушке – четырехгранном волчке, на каждой из сторон которого написано по одной букве. Три из четырех букв – стандартные: нун, гимель и хей. А вот четвертая может меняться в зависимости от местонахождения игрока. Для израильских детей – это буква пэй, а для тех, кто живет за пределами Земли Обетованной, четвертой буквой является шин.
Это заглавные литеры, из которых складываются фразы. В первом случае фраза звучит так: «Нэс гадоль хайя по», что в дословном переводе значит: «Здесь было великое чудо». Во втором варианте выражение несколько меняет смысл. «Нэс гадоль хайя шам» переводится как «Там было великое чудо». Этим подтверждается, что диво дивное произошло именно на земле Израиля, а ни в каком другом месте.
Ханукальное торжество
Игра с волчком у иудеев именуется дрейдл, играясь в которую еврейские дети попутно вспоминают событие, спасшее их древних соплеменников от уничтожения. Но правда кроется не только в этом. Есть еще одна версия, озвученная раввинами в XIX веке. Она гласит, что еврейские дети, играя в дрейдл, занимались запрещенным в тот период делом. Они изучали Тору. А во времена греко-сирийской оккупации такое занятие находилось под запретом.
Теперь о самом празднике. Ханукальные торжества длятся 8 дней, в которые зажигается специальная 9-свечная менора, именуемая ханукия. Восемь свечей этого светильника символизируют по одному из праздничных дней. А вот девятая свеча является чисто технической. Она именуется шамаш, что обозначает слуга или свечка-служка. В праздник именно она зажигается первой, а уже от нее начинают зажигать остальные, добавляя по одной свече каждый день.
Традиционным для праздника угощением считаются обжаренные на масле картофельные оладьи латкес и пончики с повидлом суфганийот. Детям в праздничные дни дают небольшие суммы на сладости, а иногда и сами деньги заменяют лакомствами в виде шоколадных монеток. Кстати, деньги, даваемые на сладости, дети могли использовать во время игры в дрейдл. В нее играют по необычным правилам, и как раз используя мелкие монеты.
Современные объяснения традиций
Начнем с последнего. Во времена древнего Израиля ни о каком картофеле для праздничных оладий речи не шло. Ведь этот корнеплод завезли из Америки после ее открытия Колумбом, а произошло это никак не ранее начала XVI века. Но привычка отмечать знаковые события зажаренными в масле оладьями была. Впервые о ней написано в истории об убийстве Юдифью Олоферна. Чтобы вызвать у ассирийского полководца чувство жажды, еврейская вдова накормила его оладьями. А после случившегося она для праздничной трапезы приказала, в числе прочих блюд, приготовить оладьи из теста, замешанного на меду.
История с пончиками также уходит корнями в прошлое. Впервые слово суфганин появилось в дискуссии, относящейся к теме откладывания части теста для храмовых священников. Позже связь между двумя событиями укрепилась, и к XIV столетию обжаренное в кипящем масле тесто стало ханукальной традицией.
Несколько более сложные объяснения существуют для других событий. Оказывается, Хануку празднуют 8 дней, потому что незадолго до освобождения и очищения Храма евреи отмечали Суккот. Вот по подобию праздника кущей победители сирийцев решили сделать новые торжества. Фактически евреи рассматривали Хануку как еще один Праздник кущей.
Теперь легенда о масле, которая начала появляться в еврейской среде в период римского владычества. А это – 1-й век до н.э. – 1-й век н.э., то есть существенно более позднее время, чем освободительная война под руководством Иуды Маккавея. Вероятнее всего, осторожные иудеи, празднуя Хануку, старались не акцентировать внимание на военном аспекте события. Ведь это могло быть воспринято римлянами как «политически некорректное», что повлекло бы за собой крайне неприятные для евреев последствия. А так чудо и чудо, каких в античной мифологии было пруд пруди.
И, наконец, волчок дрейдл. Как дети в период сирийской оккупации могли знать, что диво свершилось здесь? Понятно, что раввины, столкнувшись с неоспоримым фактом, дали традиции неясного происхождения некое обоснование, просто подобрав ему галахическое объяснение.
Похожая версия волчка была распространена в Англии и Ирландии в XVI веке. Там она была известна как Teetotum. Позже игра перекочевала в Германию, где ее взяли на вооружение евреи местной общины. Сначала заглавные буквы английских слов они заменили немецкими, а потом и вовсе еврейскими. Так из чисто развлекательного мероприятия иудеи сделали игру с двойным смыслом. Используя те же правила, что были в Teetotum, они смогли вложить совершенно новый смысл во все игровые действия. А так как в Германии в Рождество евреям запрещалось покидать дома, а синагоги закрывались, то изучение Торы заменилось более светским занятием – игрой. Ну а совпадение по датам Хануки и Рождества позволило придать невинной детской забаве историческое религиозное значение.