Тяга к изобретательству у этого человека проявилась еще в раннем детстве, когда из подаренной ему ко дню рождения скрипки он быстро соорудил музыкальный автомат. В дальнейшем его способности помогли избежать почти неизбежной гибели в нацистском концентрационном лагере. В 22 года он уже стал основателем фирмы, а в 26 – героем бродвейского мюзикла. Основы его разработок до сих пор используются инженерами-конструкторами практически всех компаний мира, а также применяются в повседневной жизни. Имя этого человека – Джозеф Гербер.
Начало
Биография Джозефа начинается 17 апреля 1924 года. Тогда в еврейском семействе, проживавшем в австрийской столице Вене, родился мальчик. Семья относилась к вполне зажиточным и известным. Достаточно сказать, что дедушка мальчика был уважаемым в городе врачом. Вполне возможно, что именно он первым заметил гениальность мальчика, ибо настойчиво внушал ему мысль, что Джозеф должен постараться при помощи науки изменить мир к лучшему.
Жизнь в Австрии
Способность к изобретательству у ребенка проявилась очень рано. Первым случаем, обратившим на себя внимание взрослых, стала переделка подарка, сделанная Джозефу к шестилетию. Это была скрипка, на которой он играл незамысловатые мелодии. Однако постоянно повторять одни и те же мотивы мальчику быстро наскучило, и он, взяв детали от детского конструктора, превратил скрипку в музыкальный автомат.
Уже к 8 годам он придумал и воплотил в металле целый ряд различных приспособлений, среди которых наиболее интересен собранный им радиоприемник, в котором стояли магнитные выключатели, позволявшие экономить заряд батареек. К сожалению, до конца проявить себя на родине, Джозеф так и не сумел. Над Австрией нависла угроза нацизма, идущая со стороны Германии, а вместе с ней стал набирать обороты антисемитизм, из-за чего юному гению пришлось заняться самообразованием.
После аншлюса Австрии нацизм окончательно утвердился в стране. Практически сразу же семья Герберов отправилась в консульство США, желая получить визу. Однако людей с аналогичными просьбами было настолько много, что результата им пришлось ожидать долгих 2 года. Этот период стал самым тяжелым для семейства, ведь наряду с элементарным отсутствием заработка существовала и вполне реальная угроза их жизни.
Тем не менее, для талантливого человека даже такие условия не являются препятствием для творчества. Только оно из простого развлечения перешло на новый этап – сопротивления режиму. Для начала Джозеф усилил мощность домашнего радио. Теперь оно могло принимать не только местные радиостанции, но и зарубежные, позволяя получать правдивую информацию о происходящих событиях.
Еще одной идеей, воплощенной юным дарованием, стало изобретение невидимых чернил. Благодаря этой находке его дядя, участник Сопротивления, посылал своим зарубежным товарищам секретные донесения, ловко обманывая при этом гестаповских цензоров. В дальнейшем сам Гербер рассказывал, что тогда этот процесс ему представлялся определенной интеллектуальной игрой: чем более сложная задача появлялась, тем сильнее хотелось ее разрешить.
Условия жизни в Австрии становились все невыносимее и опаснее. Отец и сын Герберы попытались сбежать в соседнюю Швейцарию, однако попытка оказалась неудачной. Пойманных беглецов сначала отправили в гестапо, а потом внесли в списки людей, отправляемых в концентрационный лагерь Дахау. Правда, возможность придумывать разные полезные приспособления, что называется, на коленке, в этот раз помогла избежать им почти неизбежной гибели.
Находясь в полностью закрытом пространстве, Джозеф смог разобраться с замком, запирающим окно. Через него Герберы и выпрыгнули из вагона, после чего смогли вернуться домой. Правда, свобода оказалась недолгой. Вскоре нацисты их вычислили и арестовали. Но даже в этих условиях Джозеф ухитрился смастерить небольшую грелку для рук, сделав ее из керосиновой печки, и передать ее отцу, которого отправляли в Польшу в один из концлагерей.
Сам же подросток отправился для выполнения трудовой повинности в каменоломни, где работал в продолжение всего светового дня наряду со взрослыми мужчинами. Правда, родственники каким-то образом смогли добиться для него послабления режима, опираясь на несовершеннолетний возраст Джозефа. А вскоре матери и сыну удалось-таки получить американскую визу и даже успеть на один из последних пароходов, переправлявших еврейских беженцев из Европы в США.
Жизнь в Америке
Поначалу, прибыв в Нью-Йорк, семейство Герберов перебралось на северо-восток страны, в административный центр штата Коннектикут Хартфорд. Здесь 16-летний подросток смог пойти в школу. Однако проблема его заключалась в том, что он не имел документов об образовании и не знал английского языка. Тем не менее, Джозеф убедил директора школы определить его в класс, соответствующий его возрасту, обещая параллельно освоить остальную программу. Руководитель пошел ему навстречу, и теперь наряду с занятиями со своими одногодками юноша изучал программу младших и средних классов, попутно осваивая английский язык.
Однако нагрузка на Джозефа не заканчивалась на учебе. Так как средств на проживание катастрофически недоставало, он устроился на работу в пекарню, куда отправлялся сразу после школы. В итоге, после возвращения с работы и подготовки домашних заданий, на сон ему оставалось всего 2-3 часа. Даже выходные дни у него были заняты различными подработками и подготовкой контрольных работ для закрытия школьных программ младших классов.
Столь изнурительный труд принес свои плоды. После окончания школы он сразу же смог поступить на факультет авиастроения в Политехнический институт Ренсселера, и как перспективный студент даже начать получать стипендию. С этого момента изобретательство перешло в разряд его профессии. Теперь Джозеф стал размышлять над обликом машин будущего, придавая им самые футуристические формы. Такими набросками были буквально увешаны стены его комнаты в общежитии. Но первый успех пришел с совершенно другой стороны.
Однако изобретатель не стал останавливаться на достигнутом. Вслед за оригинальной линейкой последовал графопостроитель, имеющий цифровое управление. Это устройство было по достоинству оценено армией и немедленно принято на вооружение. Однако, проводя в жизнь наставления своего дедушки, Джозеф старался отойти от работы на военных и спецслужбы, а служить миру. Поэтому из своего предыдущего изобретения он построил фотографопостроитель. Это устройство позволяло переносить любой рисунок на фотопленку с высокой точностью. Он стал прообразом фотонаборных автоматов, которыми вскоре стала пользоваться полиграфическая индустрия.
Успехи еще недавно не известного никому эмигранта были замечены, а Америка ценит успешных людей. О Гербере была даже написана пьеса Young Manin a Hurry и поставлена в 1950-м году в одном из театров на Бродвее. Роль главного героя доверили сыграть очень знаменитому тогда актеру Корнелу Уайлду.
За свою жизнь Джозеф Гербер сумел создать и запатентовать свыше 600 изобретений. Его идеи были задействованы при производстве цветных телевизоров, системе штрих-кодов UPC, проектировании и дизайне. Он лично разработал систему CAD, благодаря которой полностью изменился принцип разработки новых машин. Так, в частности, компания Boeing создала один из своих самолетов – Boeing 767, а в General Motors вдвое ускорился процесс разработки новых моделей автомобилей.
Интересно то, что создав со временем мощную корпорацию, имеющую 9 ответвлений, работающих по революционным для своего времени направлениям, Гербер ухитрялся управлять этой махиной, попутно не прекращая творческий процесс. В этом кроется и загадка, и уникальность этого человека, прозванного среди знающих людей еврейским Эдисоном. Вместе с тем, он оставался очень скромным и простым в общении человеком. По-видимому, этому его научило пребывание в нацистской Европе, когда каждый очередной день рисковал стать последним.
Творческий процесс Джозефа Гербера, не прекращавшийся даже в моменты его попадания на больничную койку, смогла прервать только его кончина 8 августа 1996 года. Вместе с ним ушла целая эпоха изобретателей-самородков, умевших находить простые и оригинальные решения для выполнения сложных задач, используя для этого практически подручный материал.