Эта женщина за свою долгую и плодотворную жизнь стала обладательницей множества наград, присвоенных ей властями нескольких государств. Будучи балериной высочайшего класса, она создала в этом виде искусства свой собственный стиль и ряд приемов, никогда до нее не использовавшиеся. Танцовщица не страшилась сценических экспериментов, однако всегда в своих выступлениях достигала высокой гармоничности. Обладая феноменальным творческим долголетием, балерина дала путевку в жизнь многим молодым исполнителям, находя талантливых танцоров и передавая им частичку своих знаний и умений. Имя этой выдающейся женщины – Майя Михайловна Плисецкая.
Будущая великая балерина появилась на свет в московской еврейской семье 20 ноября 1925 года. Ее отец, Михаил Эммануилович Плисецкий, уже тогда был крупным советским хозяйственным деятелем. Мать, Рахиль Михайловна Мессерер, была актрисой кинематографа, вышедшей из семьи, давшей миру ряд известных артистов. Одна ее сестра Суламифь и брат Асаф – талантливые балетные танцоры, а еще одна сестра Елизавета – одаренная актриса. Появление девочки в среде грамотных и талантливых людей само предопределило будущее Майи Плисецкой.
Начало артистической карьеры произошло во время проживания семьи на Шпицбергене, куда Михаил Эммануилович был послан в качестве директора «Арктикугля», заняв впоследствии там же пост генерального консула СССР. Случилось это, когда девочке исполнилось 11 лет, в самодеятельной постановке оперы «Русалка», где ей доверили одну из ролей. Впервые же с балетом Майя познакомилась благодаря стараниям тети Суламифь, которая повела девочку на постановку спектакля «Красная шапочка» с собственным участием. Происходившее на сцене действо так впечатлило Майю, что, придя домой, она стала повторять некоторые из балетных партий. Собственно это и предопределило ее дальнейшую судьбу. Увидев заинтересованность племянницы балетом, тетя Суламифь повела ее в хореографическое училище. Несмотря на то, что Майя к этому моменту не достигла минимально допустимого возраста для поступления (ей не было 8 лет), Суламифь добилась зачисления племянницы в балетный класс, аргументировав это ее талантом и природными данными.
В период Большого террора 1937-1938 годов судьба будущей балерины сделала крутой вираж. Весной 1937 ее отец был арестован, обвинен в измене и вскорости расстрелян. Маму с младшим братом Азарием как жену изменника Родины сослали в Акмолинский лагерь, откуда она вернулась в Москву только в 1941. Майю и второго брата Александра взяли к себе на воспитание близкие родственники: тетя Суламифь и дядя Асаф Мессереры, чем избавили их от попадания в детский дом.
Старания тети Суламифь не прошли даром. Майя смогла пережить страшную семейную трагедию, продолжила обучение в Московском хореографическом училище, а талант и абсолютное чувство музыки и ритма помогли получить ей благосклонность у педагогов. Сезон 1940-1941 она закончила 21 июня своим профессиональным дебютом – выступлением на выпускном концерте студентов училища.
И вновь в судьбу юной балерины вмешался внешний фактор: началась война. Когда немецкие войска приблизились к Москве, семейство Плисецких выехало в эвакуацию в Свердловск. К сожалению, на тот момент в этом городе не было возможности профессионально заниматься балетом. Однако стараниями Суламифи Мессерер Майя постоянно находилась «в тонусе» и поддерживала свою форму. Мало того, совместными усилиями они создали и показали удивительную постановку – партию умирающего лебедя, на долгие годы ставшую визитной карточкой балерины. В ней тетя постаралась показать лучшие качества Майи, в которых главную роль играла пластичность ее рук и потрясающая грация. Рассказывают, что добиться этого она смогла после долговременного наблюдения за лебедями в попытках запомнить их движения, чтобы в последующем скопировать их. Кроме того, тетя Суламифь нашла еще один оригинальный ход, до этого никогда не встречавшийся у исполнителей балета. «Умирающий лебедь» начинался выходом танцовщицы спиной к публике.
Осенью 1942 семейство Плисецких возвратилось из эвакуации, и Майя смогла продолжить учебу в хореографическом училище, которое в следующем году окончила с отличием. Практически сразу же ее приняли в Большой театр в кордебалетную группу. Однако столь скромный пост не смущал юную балерину. Демонстрируя свой талант и возможности в многочисленных выступлениях, она, постепенно передвигаясь от одного женского персонажа к другому, перешла в разряд ведущих артисток. Ей стали доверять заглавные роли в постановках, а вскоре утвердили в статусе примы-балерины Большого театра. До нее это звание носила великая Галина Уланова. Коронным же номером ее выступлений был «Умирающий лебедь», которым Майя покорила Москву.
С момента окончания хореографического училища судьба Майи Плисецкой была полвека неразрывно связана именно с Большим театром. Будучи его ведущей исполнительницей, она сыграла множество ролей, начиная от незначительных и до заглавных. Видя ее старания и возможности, ряд хореографов делали постановки, рассчитанные именно на участие талантливой балерины. Среди них можно назвать «Кармен-сюиту», «Айседору», всего же таких спектаклей было 7.
Однако опытная танцовщица не только исполняла чьи-то задумки. Постепенно она и сама начала выступать в качестве хореографа. Как балетмейстер она работала над постановками «Дамы с собачкой», «Анны Карениной», «Чайки» и «Раймонды». В своих зарубежных командировках Майя Плисецкая сотрудничала с ведущими мировыми танцовщиками и хореографами: Рудольфом Нуриевым, Михаилом Барышниковым, Роланом Пети и Морисом Бежаром. Попутно она руководила Римским театром оперы и балета, Испанским национальным балетом. Простому человеку сложно даже представить, сколько энергии таилось в хрупком теле балерины, которая, не теряя своей профессиональной формы, ухитрялась выполнять еще и множество других обязанностей.
Удивительная прозорливость профессионала позволяла ей видеть в молодых исполнителях будущих великих танцоров. К примеру, она предсказала славное будущее школьнице Полине Семионовой, и ее слова оказались пророческими. Еще одна девочка, которую заметила Майя, Людмила Коновалова, стала примой-балериной Венской оперы, где исполняла партии во всех премьерных показах.
К сожалению, в 1980-е между Плисецкой и главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем возникли разногласия, в результате которых в 1990 она была вынуждена покинуть главную площадку страны. После распада СССР она вместе с мужем Родионом Щедриным, за которого вышла замуж еще в 1958, переехала в Германию, откуда периодически приезжала на Родину. Тем не менее, балет она не оставила, и выходила на сцену даже в 70-летнем возрасте. О перипетиях своей жизни Плисецкая написала несколько книг, где откровенно и беспристрастно рассказала обо всем происходившем с ней.
Талант великой балерины ее современники оценили по достоинству. Она была удостоена ряда почетных премий и наград, среди которых есть и высшие в СССР Ленинская премия и звание Героя Социалистического Труда. Кроме того, она стала почетным профессором МГУ имени М. В. Ломоносова и почетным доктором Сорбонны. К сожалению, обширный инфаркт оборвал 2 мая 2015 жизнь этой великой женщины. Из простой еврейской девочки она, благодаря своему таланту, стараниям и труду, превратилась в ярчайшую балетную звезду, оставившую о себе память будущим поколениям на долгие века.