22.11.2024
Люди
👀 31

Учитель и ученик, чьи противоположные теории перевернули мир

Учитель и ученик, чьи противоположные теории перевернули мир

Учитель – Зигмунд Фрейд

Сигизмунд Шломо Фрейд – полное имя известнейшего австрийского врача-психиатра, психоаналитика, невролога, основателя теории психоанализа Зигмунда Фрейда. Еще в самом начале своей карьеры он понял, что для того, чтобы излечить психическое заболевание, следует понять его природу. Постичь же отдельный феномен можно только при его систематическом наблюдении и исследовании. Это понимание позволило ученому открыть жизненно важный принцип психоанализа как действенный метод исследования, который впоследствии Фрейд распространил на разные культурные сферы – религию, фольклор, мифологию, художественное творчество и т.д.

Учитель и ученик, чьи противоположные теории перевернули мир

Родился Зигмунд в мае 1856 в еврейской семье Якоба и Амалии Фрейд во Фрайбурге – городе Австрийской империи. На первенца возлагались особые надежды. Ведь в период беременности Амалии предсказали, что ее будущему ребенку предначертано стать великой личностью. Через 3 года после рождения сына семья переехала в Вену.

Родители, особенно мать, делали все возможное для сына. «Золотому Сигги» была выделена отдельная комната, поощрялось его увлечение литературой и философией. Его личная библиотека состояла из трудов Гегеля, Ницше, Канта, Шекспира. Зигмунду легко давались иностранные языки, изучением которых он увлекся с детства. В гимназию благодаря домашней учебе он поступил раньше положенного времени. В школьные годы ему создавались идеальные условия для выполнения заданий. Ожидания родителей не были обмануты. Сын с блеском окончил гимназию и поступил в Венский университет на медицинский факультет.

Традиционным врачом Фрейд не стал, но полученные знания по физиологии помогли ему в дальнейшей жизни. Недаром на его интеллектуальное развитие во многом повлиял Эрнст Брюкке, считавшийся одним из ведущих физиологов 2-ой половины XIX столетия. Фрейд четко усвоил его научный подход изучения живых организмов по принципам химии и физики и не отступал от него на протяжении всей жизни.

Воззрения Фрейда на человеческую природу, изложенные в его трудах «Психопатология обыденной жизни», «Я и Оно» и других, были новаторскими для того периода времени, вызывавшими среди научных деятелей резонанс и даже резкую критику. Однако интерес к его работам не потерян до сих пор.

Ученик – Альфред Адлер

Альфред Адлер – австрийский мыслитель, психиатр и психоаналитик, создавший систему индивидуальной психологии – истинный прорыв в истории научной мысли. Суть данной концепции заключается в том, что любой человек должен выразить собственные неповторимые способности, таланты, стремления.

Учитель и ученик, чьи противоположные теории перевернули мир

Альфред появился на свет в многодетном еврейском семействе в мае 1837 в Вене. Свои юные годы провел, постоянно борясь с одолевавшими его недугами. Рос хилым мальчиком, со слабым здоровьем, что препятствовало общению с ровесниками. Однако такое состояние позволило Альфреду работать над своим внутренним миром, закаляя характер и тренируя волю.

В детские годы несколько раз встречался со смертью лицом к лицу. В 3 года вместе с братом, который умер во сне, находился в кроватке. Два раза попадал в уличные происшествия, едва избежав гибели. В 5 лет чуть не умер от тяжелого воспаления легких. Семейный доктор счел мальчика безнадежным, но другой врач вылечил его.

Адлер много читал, что, вне всякого сомнения, воздействовало на формирование его индивидуального мировоззрения. Став совершеннолетним, юноша поступил на медицинский факультет Венского университета. В стенах вуза он заинтересовался социалистическими идеями. На одном из политических собраний встретил Раису Эпштейн – русскую студентку, которая впоследствии стала его женой. Надо отметить, что к окончанию университета Адлер стал убежденным социал-демократом. Практиковал как офтальмолог, затем работал терапевтом. А далее активно заинтересовался неврологией и психиатрией, участвовал в деятельности психоаналитической ассоциации в Вене.

В 1901 Альфред Адлер встал на защиту книги Фрейда «Толкование сновидений». Последний был весьма тронут этим фактом, поэтому написал письмо молодому доктору со словами благодарности и приглашением к участию в дискуссионной группе по психоанализу. Адлер принял приглашение и стал участником кружка Фрейда, хотя многие его взгляды не разделял. В 1907 была издана его книга «Исследование неполноценности органов» со взглядами на формирование психики человека. Фрейд весьма негативно высказался по данному поводу, указав на «своеволие отдельных психоаналитиков».

В 1910 Адлера избрали президентом психоаналитического общества Вены. Его отношения с Фрейдом резко ухудшились. К концу года основатель теории психоанализа назвал Адлера «параноиком» с «непонятными теориями». Впрочем, это не помешало Адлеру продолжить карьеру, стать известным ученым, автором многочисленных научных трудов.

Теории, перевернувшие мир

Фрейд считал, что любой человеческий поступок диктуется неугасимым желанием наслаждения. Его же ученик Альфред Адлер заявлял, что человеком управляет движение к совершенствованию. Так столкнулись биологическая и общественная точка зрения на одну проблему, что привело к глубокому расколу между двумя мыслителями.

Учитель и ученик, чьи противоположные теории перевернули мир

Все работы гениального Фрейда базируются на утверждении, что главным в мире является принцип получения удовольствия. Он сумел успешно доказать теорию, что человеком управляют инстинкты природы. Выдающийся психоаналитик впервые применил лечение разговорами. Пациенты Фрейда в расслабленном состоянии рассказывали ему обо всем, что приходило на ум, и от этого их душевные страдания уменьшались. Результаты метода поражали своей эффективностью. Все этапы работы с использованием данной идеи ученый подробно расписал в книге «Этюды по истерии».

Психоанализу, явившемуся поистине революционным способом лечения душевных болезней, положил начало научный труд Фрейда под названием «Трактование сновидений». Знаменитый психиатр объяснял сны как зашифрованные переживания, которые случились в раннем детском возрасте. Именно в них, с его точки зрения, скрываются примитивные желания, которые продиктованы ненавистью и похотью – этакими первородными грехами. Ученый полагал, что верное объяснение сновидений явится ключом к исцелению от душевных болезней.

И вот в то время, когда окружающие приняли теорию Фрейда, возникла иная идея, автором которой был фактически ученик и современник Фрейда Альфред Адлер. Он утверждал, что в любом человеке существуют врожденные чувства любви, дружбы, сотрудничества, творческое начало. А лучшими мгновениями жизни являются те, что связаны с ними. Молодой психоаналитик отрицал, что основа личности – это сексуальные желания.

Он сам в детстве испытывал негативные чувства, которые причиняли ему настоящие физические страдания. К примеру, в трехлетнем возрасте, страдая от рахита, он хотел играть так же, как и его здоровый старший брат. Но тот обижал его. Альфред помнил, что однажды он испытал такое чувство злобы и ярости, что у него случился приступ удушья. Будучи ребенком, он понял, что негативные переживания заводят в тупик и вредят здоровью.

С самого начала своей деятельности Адлер говорил о комплексе перед «всемогущими» взрослыми. И утверждал, что дальнейшее развитие характера зависит от способа компенсации, выбираемой личностью. К примеру, один из великих греческих ораторов в детстве имел дефекты речи, а многие знаменитые полководцы были низкого роста. Его труды «Наука жизни», «Постижение человеческой природы», «Смысл жизни» и другие базируются на том, что в основе личности находится стремление к совершенствованию, а не сексуальные инстинкты и жажда удовольствий.

Практически в одно и то же время существовали две противоположные теории, которые можно назвать стратегиями, повлиявшие как на медицину, так и на политику и идеологию. Практически это две стороны одной и той же медали. Детальный анализ данных теорий демонстрирует, что в становлении личности, развитии человеческой психики существенное значение имеет как биологическая, так и общественная составляющие. Ведь по большому счету влечение к наслаждению является стремлением к совершенству, но не за счет других, а вместе с ними, в атмосфере взаимопонимания, сотрудничества и поддержки.

Объединение данных крайностей позволяет человеку, имеющему животную природу, обрести основу для грядущего творчества. Осознание себя частицей общества ведет индивида к созданию гармонии в системе, где он находится вместе со всеми. Это и дает возможность выхода за рамки ограниченной природы и подъема от Я к Мы.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *