Киноискусство началось с профессионалов актерского мастерства. Первой киноактрисой такого уровня по праву можно назвать датчанку с еврейскими корнями Асту Нильсен, пленившую российских и европейских зрителей своей естественностью без напускного жеманства и удивительной внешностью, буквально завораживающей публику.
Аста увидела свет в 1881 в столице Дании Копенгагене. От отца, Йенса Кристиана – сына вдовы Нильсен и неизвестного мужчины (то ли еврея, то ли цыгана) дочь получила в наследство черные волосы и выразительные карие глаза. Как оказалось позднее, родитель подарил девочке еще и любовь к красоте, стремление к совершенству, упорство и настойчивость в достижении цели.
Аста росла в бедности. Когда она была совсем маленькой, семья в поисках лучшей доли переехала в Швецию. Девочка с печальными большими глазами подросла и казалась ангелочком, но в реальности была настоящим сорванцом. Ее можно было видеть носящейся по округе, падающей в канавы, за что бывала наказанной. Впрочем, в семье детишек, как могли, баловали: праздновали дни рождения с подарками, сделанными своими руками, и нехитрыми угощениями, отец мастерил детворе игрушки. К сожалению, мучительные недуги родителя завершились его кончиной. Аста в то время была подростком.
Несмотря на бедность, потерю отца девочка не переставала мечтать о том, чтобы стать актрисой. Это казалось неосуществимыми грезами. Семейство не вылезало из бедности. Однако Асме удалось учиться бесплатно у Петера Йерндорфа, подготовившего ее к поступлению в школу Копенгагенского Королевского театра.
Нильсены после кончины главы семьи возвратилось на родину. В 20 Аста играла в копенгагенских театрах, ездила на гастроли в скандинавские страны. Хрупкая молодая девушка в основном исполняла роли наивных ветреных мальчиков и девочек. Журналисты очень хвалили юную актрису за своеобразие трактовок создаваемых образов, темперамент, раскованность.
В личной жизни Асты в это время не все складывалось гладко. В 1901 она родила дочь, имя отца которой хранила в тайне. Любящая семья поддержала Асту в трудный момент, приняв малышку Йесту как родную.
В творческой жизни актриса была недовольна своими ветреными персонажами, мечтая о драматических ролях. Однако консервативный мир театра раз и навсегда определил ей амплуа.
Судьба Асты Нильсен сделала резкий вираж после знакомства с амбициозным театральным художником и журналистом Урбаном Гадом, решившего попробовать себя в кинематографе. В 1910 актриса стала сниматься в кинофильме под названием «Бездна». Она проникновенно сыграла роль учительницы музыки Магды, порвавшей с былой жизнью, а затем заколовшей кинжалом своего возлюбленного. Фильм получился в духе времени. Игра актрисы оказалась поистине революционной. Изменилось отношение и к самому кино: оно стало искусством, а не развлечением. Кинолента имела ошеломительный успех. После нее Аста Нильсен получила заманчивое предложение из Германии и переехала в Берлин. С нее фактически началась немецкая школа киноактеров, давшая впоследствии миру Марлен Дитрих. Кинокартины с участием Асты Нильсен ставали истинными хитами проката. Она не боялась вводить зрителей буквально в шоковое состояние, словно предваряя дерзкие двадцатые годы XX века.
В 1912 тяжело заболела воспалением легких Ида, поэтому Аста возвратилась домой в Копенгаген, где по очереди с сестрой дежурила у маминой кровати. Сердце дочери рвалось на части, когда она смотрела на натруженные, беспомощно свисавшие руки матери. Тяжелый недуг Ида не перенесла. Ее уход из жизни стал страшным горем для семьи.
По окончании траура по матери Аста вышла замуж за Урбана Гада, образовав с ним семейный и творческий союз, о чем свидетельствует снятый совместно остросюжетный драматический фильм «Суфражистка».
Удивительной особенностью актрисы являлось полное отрицание суеверий. К примеру, актриса не боялась «умирать» в кадре. И надо сказать, что действительно прожила долгие годы.
Воплощение мечты о драматических ролях не помешало ей играть комедийных персонажей. Примером этого является самая знаменитая роль в фильме «Ангелочек», который пытались запретить из-за незаконнорожденной героини и мелькнувшей подвязки на ее ноге.
Частенько Аста исполняла «экзотические» роли. Например, испанку, танцующую фламенко, цыганскую девушку, нанятую для того, чтобы выкрасть военные документы, или мексиканку. Конечно же, при выборе таких героинь решающую роль играла ее необычная внешность.
Аста вновь возвратилась в Данию в период Первой мировой войны. Лишь после объявления мира опять вернулась в Германию. Актриса воплощала в основном трагические образы, одним из которых был Гамлет. Но Аста играла не мужчину, а принцессу, которую выдают за принца, чтобы сохранить королевскую династию.
К 1923 Нильсен развелась не только с Гадом, но и со вторым супругом Фердинандом Виндгордхом – шведом по национальности. В этом году она встретилась с Григорием Хмарой, бывшим актером, в те времена – бедным иммигрантом. Она очаровалась бархатным голосом, услышав его в гостях у Алексея Толстого. В течение семи лет они жили гражданским браком, сыграв вместе во многих кинолентах. Однако слава гражданской супруги не давала покоя Григорию, порождая все более ожесточенные ссоры. В 1930 они расстались.
Аста поразила своими актерскими способностями скандинавскую звезду Грету Гарбо, с которой снималась в кинокартине «Переулок печали». Однако талант Нильсен, как и многих актеров «Великого немого», не выдержал испытания звуковым кинематографом. В 1932 актриса сыграла в кинофильме «Терновый венец». Результат ей не понравился. В 51 год она покончила со своей кинокарьерой.
Попыткой возвратить актрису на большой экран можно считать предложение Йозефа Геббельса сниматься в пропагандистских нацистских фильмах. После отказа она была приглашена на чай к Адольфу Гитлеру, который убеждал Асту в пользе ее будущих кинолент для арийских народов. Но решение ее было твердым. После разговора с фюрером актриса отбыла в Копенгаген. Там она начала писать статьи о политике, искусстве и свою автобиографию, событий которой хватило бы на несколько томов.
В течение всей войны Нильсен отправляла денежные средства Аллану Хагедорффу, жившему в Германии, для помощи евреям. На них приобретались продукты для узников Терезиенштадта, часть денег была отдана Виктору Клемпереру – будущему автору книги о становлении нацизма.
Аста была увлекающимся творческим человеком. В послевоенное время она стала делать восхитительные лоскутные половички, припомнив милое хобби своего отца. Ее коллажи из лоскутков, некоторые из которых брались из сценических нарядов, были удивительно хороши.
В 1960-ых она встретила датского коллекционера предметов искусства Кристиана Тееде. Бракосочетание с избранником, который был на 11 лет младше знаменитости, наделало много шуму в СМИ.
Аста Нильсен прожила длинную насыщенную жизнь, уйдя в мир иной в мае 1972.