Этот человек был гениальным артистом театра и кино. Вполне возможно, что он мог стать и талантливым режиссером, преподавать изящную словесность, писать книги. Однако он сам считал себя солдатом, беззаветно служащим искусству. Играл в театре, пока позволяли силы стоять на собственных ногах. Актера и после его вынужденной инвалидности режиссеры активно приглашали работать. Однако будучи истинным интеллигентом и в жизни, и в творчестве, он не мог себе предстать перед публикой в инвалидной коляске. Имя этого талантливого актера знакомо многим – Ростислав Плятт.
Детские и юношеские годы
В декабре 1908 в семье обрусевшего поляка Ивана Плята, жившего в то время в Ростове-на-Дону, появился на свет мальчик, которого назвали Ростиславом. Отец, еврей по национальности, в течение всей жизни работал адвокатом. Мама, уроженка Полтавы Зинаида Закаменная, после рождения сына прожила всего 8 лет. Она болела туберкулезом, из-за чего семейству пришлось поменять место проживания на более благоприятные условия, переехав в Кисловодск. После смерти матери сын вместе с отцом отправился в Москву. Через несколько лет Иван Плят женился на Анне Воликовской, которая на относилась к Ростиславу как к родному сыну, понимала и любила его. Для мальчика она стала настоящей матерью. Спустя некоторое время семья пополнилась еще одним ребенком.
Театральное действо очаровало мальчика с детского возраста. В школе он играл в драматическом кружке, которым руководил актер Малого театра В. Лебедев. Ребята часто видели игру мастеров МХАТа, выступавших перед ними. Театр органично вошел в жизнь Ростислава, который старался не пропускать ни одной новой профессиональной постановки и сам без устали играл в школьном театральном кружке.
Позднее талантливый подросток стал слушателем творческих курсов, руководимых Юрием Завадским.
Кстати, еще одна буква т в фамилии и отчество Янович появились во время получения паспорта. Молодой человек решил, что так звучит благозвучнее.
Театральная деятельность
В 19 лет по окончании курсов Плятт стал работать в Театре-студии Завадского. Так в его судьбу вошла актерская профессия.
В 1936 Завадский со своей труппой переезжает в Ростов-на-Дону – город, где родился Ростислав, поэтому жалости о покинутой столице не было. Провинциальная сцена дала мощный толчок его творческому росту, став тем местом, где молодой актер смог отточить свое мастерство. К тому времени артист имел опыт игры в комедийных постановках. В ростовский период он попробовал себя в драматических ролях. Первый успех пришел после постановки пьесы Л. Андреева «Дни нашей жизни». Критики положительно оценили с потрясающим психологизмом воплощенный им на сцене образ Фон Ранкена.
В 1938 Плятт решил возвратиться в Москву, где стал работать в «Ленкоме». В военное время никуда не уезжал, отразив впоследствии этот трудный период в своих воспоминаниях, названных «Без эпилога». Попал под бомбежку, получил ранение в ногу от разорвавшегося неподалеку боеприпаса. Вместе с другими актерами, оставшимися в столице, стоял у истоков создания театра имени Маяковского, тогда называвшегося театром драмы.
В 1943 состоялся его теперь уже окончательный переход в театр имени Моссовета. Именно в этом культурном заведении Плятт проработал до окончания своей творческой карьеры, отдав ему весь свой творческий потенциал. Талантливый актер служил в театре имени Моссовета более 40 лет, играя практически во всех спектаклях. Его знаменитыми партнершами по сцене были Вера Марецкая и Фаина Раневская. Когда он находился рядом с ними, то ничуть не терялся от присутствия уже тогда театральных звезд. Мало того, актер чувствовал себя с ними на равных. Публика, видя на афише имена Плятта и Раневской, спешила на спектакль, зная, что увидит на сцене двух великих Мастеров.
Кинодеятельность
Первый раз Ростислав Янович появился на киноэкране в тридцатилетнем возрасте, сыграв роль в кинокартине «Подкидыш». Там он воплотил образ холостого мужчину, не знающего как общаться с маленькой, но смелой девочкой. Эта роль второго плана оказалась весьма органичной, а деликатный интеллигент, которого может сбить с толку даже малышка, запомнился и полюбился зрителям.
Особое место в кинематографической карьере актера занимает образ пастора Шлага из культового советского телевизионного сериала «17 мгновений весны». Целомудренный и добрый персонаж Плятта понравился зрителям, вызвал сочувствие в их сердцах.
Последний кинофильм, где снялся Ростислав Янович, был «Визит к Минотавру». Мастер, делающий удивительные скрипки Амати, талантливо воплощенный актером, получился мудрым и великодушным героем. Ведь он обучал учеников создавать и музыкальные инструменты, и собственную судьбу. Фильм принес ему радость творчества и, к сожалению, несчастье от травмы шейки бедра, что уже в преклонном возрасте привело артиста к инвалидности. Сцены с его участием снимались лишь сидя, а до автомобиля он добирался на инвалидной коляске с помощью товарища по кинокартине Сергея Шакурова.
Травма отрицательно подействовала на дальнейшую творческую судьбу Плятта, который стал редко появляться на сцене. Интерес к его работам не затухал, его активно приглашали режиссеры, но сам Ростислав Янович, весьма деликатный интеллигентный человек, не хотел травмировать сердца публики своим видом.
Он продолжил творческую деятельность, озвучивая мультфильмы, принимая участие в радиоспектаклях. Его удивительный голос звучал с пластинок в сказках для маленьких детей. Актер дублировал зарубежные фильмы, ставшие классикой кинематографа.
В семидесятые годы минувшего века вел вместе с А. Аникстом цикл телепередач в виде бесед Литературоведа со знаменитым английским драматургом Б. Шоу, образ которого воплотил сам мастер.
Не только по званию, но и по сути своей Народный артист Ростислав Плятт естественно перевоплощался в своих персонажей, имел редчайшее обаяние и глубокую порядочность, при этом иронично смотря на многие вещи. Он был истинным интеллигентом, как и его киноперсонажи, всегда оставаясь чистым перед собственной совестью. Примером тому является один случай. Однажды к нему пришел работник КГБ, собиравший подписи под письмом о выдворении Александра Солженицына из Советского Союза. Ростислав Янович абсолютно спокойно сказал, что он не читал произведений писателя, поэтому не имеет представления о его взглядах. Он попросил сотрудника, чтобы тот принес для прочтения, например, «Архипелаг ГУЛАГ». Товарищ больше к нему не приходил.
Факты из личной жизни
Первая супруга Плятта Нина Бутова была актрисой того же театра имени Моссовета, где служил и сам Ростислав Янович. После ее смерти в конце 1970-х долгое время был один. Второй раз женился на преподавательнице ГИТИСа Людмиле Маратовой. Наследников Плятт не оставил.
В свое время ему очень нравилась жена его учителя Юрия Завадского Вера Марецкая. С его стороны была даже предпринята попытка сделать ей предложение. Именитая актриса отказала Плятту, сославшись на немолодой возраст.
Судьба подарила ему настоящего друга, Юрия Владимировича Никулина, с которым актер жил по соседству.
Ростислав Плятт ушел из жизни летом 1989. Его прах покоится на Новодевичьем кладбище.