Этот человек был гражданином Великого арабского халифата и прославился еще при жизни. Очень быстро известность о нем преодолела границы, и уже в XII столетии его работы знали и использовались в Европе. Будучи разносторонне развитой личностью, он стал выдающимся для своего времени естествоиспытателем, создавая труды по математике, физике, химии. Подсчитано, что он в продолжение жизни работал в 29 отраслях знаний. Однако больше всего стал известен как выдающийся медик. Даже появление самого термина «медицина» связывают с его именем. Предполагается, что он – всего лишь латинизированная версия арабского выражения «мадад Сина», дословно обозначающая фразу «исцеление от Сины», либо в сокращенном звучании «метод Сина». Имя этого человека – Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, более известный миру как Авиценна.
Родился этот великий человек неподалеку от Бухары, находящейся на территории нынешнего Узбекистана, в селении Афшана 16 августа 980 года. На то время данные земли входили в состав Великого арабского халифата. Отец ибн Сины был состоятельным человеком. Он занимал должность сборщика податей и, по-видимому, имел неплохое образование. Кроме того, вполне возможно, он был неглупым человеком, ибо умер своей смертью, а не был казнен, как многие другие налоговики тех времен. Мать мальчика была выходцем из Афшаны и имела имя Ситара, что в переводе с местного наречия звучит как «Звезда».
Афшана был в те времена довольно развитым городком, имевшим школу. В нее и был отправлен юный Абу Али Хусейн. Образовательное заведение имело явно выраженное гуманитарное направление. Там изучались Коран, языки, а также грамматика, стилистика и поэтика. К 10 годам все эти науки покорились юному дарованию, поэтому, по большому счету, дальнейшее обучение в данной школе для мальчика теряло смысл. Выход был найден отцом ибн Сины. Он был сначала отправлен в другую школу, где стал заниматься мусульманским законоведением. Несмотря на то, что в школе он был самым младшим из учеников, очень скоро к нему стали приходить за советами даже слушатели старших классов.
Но и этого для мальчика оказалось недостаточно, поэтому отец нашел ему нового учителя. Им стал приехавший в Бухару Абу Абдаллах Натили. За предложенное вознаграждение, проживание и пропитание, ученый муж согласился поселиться у мытаря и учить его ребенка. Мальчик впитывал знания, как губка, и очень скоро стал задавать своему учителю весьма сложные вопросы, ответы на которые тот находил уже с трудом. Вскоре уже сам учитель стал ставить перед своим учеником сложные вопросы, ответы на которые они искали совместно.
Когда парню исполнилось 14 лет, все, что мог ему передать ученый, тот уже знал. Дальше он стал обучаться самостоятельно. Круг интересов юноши был весьма разнообразен: от музыки до математики и астрономии. Однако самым важным для него стало увлечение медициной. Позднее об этой науке он скажет, что она не является сложной, и что он к шестнадцати годам освоил ее полностью. Косвенным толчком к познанию медицины послужило приобретение юным Абу Али Хусейном книги комментариев философа и мыслителя Аль-Фараби к произведению Аристотеля «Метафизика». Впоследствии ибн Сина прочитал и сам труд, и, возможно, это была единственная книга, которую будущий великий ученый так и не понял.
К семнадцати годам юноша стал уже признанным целителем. Конечно, сейчас данное утверждение может показаться излишне смелым, однако в те времена слава молодого врача была настолько большой, что его пригласили для лечения самого эмира Бухары, который в тот момент серьезно занемог. Ибн Сина сумел вылечить властителя, за что тот предложил юноше любую оплату. Однако от денег и почестей юноша отказался в пользу разрешения заниматься в эмирской библиотеке, которая хранила в себе сотни, если не тысячи, редчайших рукописных произведений, разложенных отдельно по предметам или наукам и сберегавшихся в сундуках.
К сожалению, изучение книг в библиотеке эмира Бухары было прервано пожаром, уничтожившим все книги и свитки, хранившиеся там. Злые языки обвинили в этом ибн Сину. Однако даже то, что он узнал, позволило ему абсолютно осознанно посвятить оставшуюся жизнь науке.
Со временем политическая обстановка сменилась. В 1002 году войска тюркских племен свергли правителя династии Саманидов, и ибн Сине не оставалось ничего другого, как отправиться в другие, более спокойные края. Он ушел в Ургенч к хорезмскому шаху Мамуну II. Этот просвещенный правитель, сравнимый с европейским Лоренцо Великолепным, отовсюду приглашал к себе образованных людей, создав группу ученых, именуемую Академией Мамуна. На ее развитие властитель не жалел средств, считая развитие науки и культуры делом первостепенной важности.
У Мамуна II слава Авиценны заблистала новыми красками. Однако здесь судьба великого ученого сделала крутой вираж. В 1008 году султан Махмуд Газневи затребовал к своему престолу всех ученых, собравшихся при дворе хорезмского правителя. Не имея возможности противостоять более сильному повелителю, Мамун II предложил всем ученым тайно исчезнуть из Хорезма. Ибн Сина так и поступил. Вместе со своим другом он ночью бежал из Хорезма, уйдя в направлении пустыни Каракум. Переход через эту местность дался ученому крайне тяжело. Его товарищ погиб в песках, но сам Авиценна смог добраться до Западного Ирана, попав на территорию, контролируемую эмиром Кабусом.
Будучи образованным человеком, эмир с радостью принял у себя беглого ученого. Он предоставил ибн Сине максимально приемлемые условия, и тот написал целый ряд книг, главной из которых стало масштабное сочинение «Канон врачебной науки», многие столетия соперничавшее по своей популярности с Библией. Вплоть до XVII века эта книга считалась основным руководством по медицине для азиатских и европейских врачей.
Несколько спокойных лет дали возможность Авиценне закончить свои труды, однако тяга к познанию погнала ученого на новые земли. Он отправился в Центральный Иран, где остановился в Хамадане при дворе эмира Шамс ад-Давла. Здесь ученый вновь занялся научной и медицинской деятельностью. Однажды эмир получил серьезное желудочное заболевание, и ибн Сина сумел его вылечить. Благодарный правитель заплатил за свое исцеление поистине царским подарком – он назначил Авиценну своим визирем, в ведении которого находились не только проблемы научные и общегражданские, но и армия.
К своим новым обязанностям ибн Сина отнесся крайне ответственно. Он стал вникать во все проблемы, что крайне не понравилось отвергнутым на данный пост претендентам. Против Авиценны начали плестись интриги, которые постепенно достигли своей цели. Ибн Сину сместили с должности визиря, однако казнить его не позволила широкая известность. Авиценну просто отправили в тюрьму, правда, предоставив ему крайне льготные условия. Из заключения он освободился благодаря смене правителя в Хамадане. Сын старого правителя решил заполучить столь известного человека поближе к себе. Он приказал выпустить Авиценну и разрешил открыто заниматься научной деятельностью.
Однако перенесенные испытания не прошли даром. В 1024 году он покинул Хамадан и в сопровождении брата и одного из своих учеников отправился в новое путешествие. На сей раз ученый прибыл в самые глубины Персии – в Исфахан. В тот период времени это был крупный город со 100-тысячным населением, развитой промышленностью и торговлей. Правил им эмир Алла ад-Даул. Здесь ученый вновь окунулся в атмосферу науки и культуры, участвуя в диспутах на различную тематику и занимаясь написанием книг. Именно в Исфахане Авиценна создал большую часть своих многочисленных произведений.
Его спокойная жизнь завершилась внезапно. Старое требование султана Махмуда Газневи оставалось в силе. Правитель по всем подвластным ему землям разослал предписания на поимку беглого ученого. К счастью, заполучить Авиценну ему не удалось. Однако сын Махмуда Масуд, сменив того у власти, решил продолжить дело отца. Он нашел ибн Сину в Исфахане, после чего отправил туда войска с предписанием любой ценой захватить ученого. В 1030 году армия Масуда подошла к городу и учинила там полный беспредел. Для Авиценны это стало настоящей трагедией. В ходе погрома был сожжен его дом, в котором погибли многие труды ученого, в том числе последний – «Книга справедливости».
Окончилась жизнь великого ученого в военном походе, когда он как врач сопровождал эмира Алла ад Даула. Будучи хорошим специалистом, он понял, что спасать себя бесполезно, поэтому просто составил завещание, в котором приказал отпустить своих слуг на волю, а имущество раздать бедным. Умер он в Хамадане, где и был похоронен у городской стены. Спустя 8 месяцев останки ученого были перевезены в Исфахан, где перезахоронены в мавзолее эмира. С тех пор его гробница стала местом паломничества людей. А в селении, откуда пришел в мир великий Авиценна, сейчас работает музей, названный его именем.