22.11.2024
Люди
👀 41

«Ах как хочется вернуться…» Пост памяти Ильи Олейникова

Для него не было непосильных ролей. Правда, как киноактер всего лишь трех ролей он миру практически неизвестен. Однако как мастер юмористических миниатюр он стал знаменит на всем пространстве бывшего Советского Союза, а если брать людей, получивших виды на жительство в других странах, то и в международном масштабе.

«Ах как хочется вернуться...» Пост памяти Ильи Олейникова

В миниатюрах ему одинаково хорошо удавались, и мужские, и женские роли, хотя этот мастер практически постоянно носил усы. Имя этого выдающегося артиста – Илья Львович Олейников.

Его настоящая фамилия Клявер. Он родился 10 июля 1947 года в еврейской семье, проживавшей тогда в столице Молдавии Кишиневе. Родители старались воспитать из своего сына образованного и интеллектуально развитого человека, и это им удалось в полной мере. Помимо прочих интересов Илью постоянно привлекало искусство комиков и сатириков. Именно это и стало главным направлением его дальнейшего развития. По окончании школы юноша отправился в Москву, где стал студентом отделения клоунады Московского государственного училища циркового и эстрадного искусства. Закончив обучение в 1969 году, он уже в следующем сезоне устроился работать в оркестр Саульского ВИА-66.

«Ах как хочется вернуться...» Пост памяти Ильи Олейникова



Вместе со своими товарищами Илья Клявер колесил по стране, участвуя в гастролях. Во время одних из них он встретил девушку, с которой прожил впоследствии всю свою жизнь. Произошло это во время концерта, который ВИА-66 давал в украинском городе Славянск. Строгая красавица Ирина Олейникова, сидевшая в первом ряду, привлекла внимание Ильи. Девушка была старшим научным сотрудником Ленинградского химического института, и в Славянск приехала в командировку. Едва закончив свое выступление, Илья отправился в зал, где начал знакомиться с понравившейся ему девушкой. По-видимому, ей тоже понравился молодой артист, потому что, несмотря на неуместные шуточки его друзей, она отправилась с ним в ресторан для продолжения знакомства. Ее не смутило даже отсутствие у молодого ухажера собственных денег, и то, что за ресторанный ужин пришлось расплачиваться ей самой.

Свадьбу молодые люди сыграли в октябре 1973. Мрачная погода, финансовые затруднения, болезнь отца невесты, плохо приспособленный к торжественным мероприятиям банкетный зал и неважная еда мало способствовали созданию праздничного настроения у молодоженов и их родителей. У Ильи к тому же не было даже свадебного костюма, поэтому расписываться он пришел в своем концертном наряде. Добавляло масла в огонь традиционное противостояние во взглядах на жизнь опытных взрослых и энергичной молодежи. Тем не менее, дальнейшая жизнь Ильи и Ирины оказалась вполне счастливой, хотя и трудной. С выбором дочери мама девушки примирилась только спустя 7 лет, в 1985 году, когда увидела зятя на сцене.

Проработав в ВИА-66 четыре года, Илья Клявер перевелся в систему Ленконцерта. Именно будучи его работником, начинающий актер получил свою первую награду, став лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Однако Илье хотелось большего. Он мечтал попасть на телевидение и работать там в качестве юмориста. Однако попасть туда можно было только уже полностью сформировавшемуся и узнаваемому актеру. И он искал тот особый образ, который бы стал узнаваемым среди людей. В конце концов появилась идея парных выступлений. Первоначально партнером Ильи по сцене стал Роман Козаков.

Продвижению на телевидение во многом препятствовала неблагозвучная для русского уха фамилия Клявер, поэтому по совету своего друга В. Винокура Илья ее поменял на девичью фамилию своей жены, став Олейниковым. Так сложился творческий тандем Олейников-Козаков, в середине восьмидесятых годов появившийся на телеэкранах и сразу же ставший знаменитым. К сожалению, скорый уход из жизни Романа Козакова вновь оставил Олейникова одного. Мастер несколько лет искал себе подходящую пару, пока не встретил Юрия Стоянова.

«Ах как хочется вернуться...» Пост памяти Ильи Олейникова

Историческая встреча двух титанов юмора случилась в 1989 году. Тогда на съемочную площадку Илья Олейников принес сумку, наполненную водкой. Так он хотел отметить свой день рождения. В этот же день такую же точно сумку с таким же содержимым на площадку принес и Юрий Стоянов, также участвовавший в съемках передачи. Выяснилось, что они родились в один день с разницей в 10 лет, но самое главное, мужчины нашли друг друга и в последующем произвели на свет замечательную передачу, интерес к которой не угасал на протяжении всех ее выпусков.

Сначала пара Олейников-Стоянов появилась в телепрограмме «Адамово яблоко», которую вел Кирилл Набутов. В ней была рубрика «Анекдоты», основными исполнителями которых как раз и были Олейников и Стоянов. Что интересно, сама рубрика возникла почти случайно. Празднуя новый 1992 год на квартире Олейникова, друзья перед видеокамерой разыгрывали различные смешные сценки. Пересмотрев свои шутки на следующий день, поняли, что они могут стать партнерами на сцене. Их анекдотические сюжеты регулярно появлялись на питерском телевидении. Поначалу они бывали довольно сырыми, однако юмористы постоянно совершенствовали свои работы и исправляли недочеты. Так постепенно из простой рубрики в «Адамовом яблоке» выросла их собственная передача, названная «Городок». Начиная в 1993 года, она стала востребованной сначала на питерском, а потом и на всероссийском телевидении. Зрителей «Городок» привлекал своими оригинальными сценками со смешными диалогами и искрометным юмором, в котором не было пошлости, заполонявшей тогда эфир многих телеканалов.

«Ах как хочется вернуться...» Пост памяти Ильи Олейникова

Уже как признанного мастера Илью Олейникова пригласили на съемки художественных фильмов «Мастер и Маргарита», «Тонкая штучка» и «Алхимик». Сильнее всего дух «Городка» чувствуется в последнем из них. Попутно со съемками Олейников писал автобиографическую книгу, которая вышла в 1999 году и была названа автором «Жизнь как ПесТня». Чуть раньше Олейников и Стоянов написали совместную книгу, названную ими «До встречи в Городке».

К сожалению, жизнь Ильи Львовича оборвалась 11 ноября 2012 года. Вместе с ним ушла и эпоха «Городка», его оригинальные и неподражаемые шутки. Осталась только память родных, друзей и благодарных почитателей его таланта, помнящих многочисленные выпуски его передач.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *