22.11.2024
Люди
👀 42

Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи

Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи

Этот талантливый еврей, большую часть жизни проживший очень скромно, а то и в откровенной бедности, вошел в число выдающихся русских пейзажистов, сумев в своих творениях показать красоту русской природы. Его жизненный путь был недолог, но после себя мастер сумел оставить огромнейшее творческое наследие. Выпущенный из художественного училища со званием «неклассный художник», не дававшим ему права полноценно преподавать живопись, он в конце жизни стал академиком пейзажной живописи, занимал должность руководителя пейзажной мастерской в том самом Московском училище живописи, выдавшем ему столь нелицеприятный диплом. Имя этого художника – Исаак Ильич Левитан.

Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи

Великий пейзажист родился в образованной, но бедной семье литовских евреев в 1860 году. Правда, по поводу родителей существуют разные версии. По официальной родителями Исаака были Эльяш (Илья) и Бася Левитаны. И тогда датой рождения художника считается 18 августа. По другой в роли родителей выступают Хацкель (младший брат Эльяша) и Добра Левитаны. Тогда дата рождения художника переносится на 3 октября того же года. Причиной передачи ребенка из одной семьи в другую могла послужить крайняя нищета семьи Хацкеля Левитана, относительно которой даже не очень состоятельная семья Эльяша выглядела зажиточной.

Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи

Очень скромные доходы заставили раввина по образованию Эльяша оставить религиозный путь и заняться другой деятельностью. Он стал преподавать иностранные языки, работать на железной дороге в качестве кассира и контролера, однако это не исправило финансового положения семьи, в которой на тот момент уже было 4 детей. Данное обстоятельство вынудило семейство Левитанов в конце 1860-х годов выехать в Москву, где было проще с работой. Но и там отец перебивался лишь временными заработками. Но именно близость к Москве с ее культурными традициями круто изменила дальнейшую судьбу Исаака.

Это произошло, когда Авель (Адольф) Левитан решил поступить в художественное училище. Вслед за ним выразил такое же желание и Исаак. Отец не стал этому противиться, и братья начали заниматься, получив в заведении даже общее имя – Левитаны. К сожалению, процесс обучения не был гладким, в первую очередь, из-за тяжелого материального положения братьев. Оно еще более усугубилось со смертью матери в 1875 году. Видя крайнюю нужду студентов, руководство училища освободило своих способных учеников от платы за обучение. Доходило даже до того, что им за счет заведения выдавались расходные материалы (кисти, краски) и денежные средства.

Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи

Когда вслед за матерью умер отец, положение Левитанов стало совсем отчаянным. Его усугубило также и то, что согласно государеву повелению, из Москвы евреев стали массово выселять. Исаак с братом стали жить на одной из дач в подмосковной Салтыковке. Однако именно этот период стал знаковым для молодого художника. Исаак стал заниматься живописанием природы, получившим название «пейзажи настроения». В них художник параллельно с изображением природы выражал и собственные чувства. К такому подходу к картинам его подвигли учителя: Поленов, Перов и Саврасов.

Наиболее известной картиной того периода стала работа «Осенний день. Сокольники». На нее даже обратил внимание сам Третьяков. Он приобрел ее у молодого художника за 100 рублей для пополнения коллекции своей галереи. Для начинающего мастера это была хорошая помощь, хотя в дальнейшем тот же Третьяков покупал картины Левитана по цене в 10 раз дороже. Однако общего финансового положения продажа данной картины не изменила. Левитан начал пропускать занятия, и его в 1884 году отчислили из училища, присвоив звание «неклассного художника».

Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи

После завершения обучения Исаак перешел на собственные хлеба. Некоторое время он прожил в усадьбе Киселевых, где много работал и познакомился с Антоном Чеховым. Завязавшаяся дружба между художником и писателем продолжалась до конца жизни Левитана. Тогда же Чехов, имея образование врача, обследовал Левитана и нашел у него проблемы с сердцем, появившиеся от трудной безденежной жизни. В 1886 году, заработав денег за выполнение декораций для Московской частной русской оперы, меценатом которой выступал небезызвестный Савва Мамонтов, художник смог отправиться для лечения в Крым.

Красота и своеобразие полуострова поразили Исаака в самое сердце. В окрестных горах он увидел, насколько мал человек по сравнению с природой. Он активно включился в работу, и за относительно короткое время, которое он провел на крымской земле, создал свыше 50 пейзажей, большая часть из которых были немедленно раскуплены в ходе Периодической выставки, проводимой Московским обществом любителей художеств.

Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи

По возвращении из Крыма Чеховы свели Левитана с семейством Кувшинниковых, дом которых часто посещали видные люди искусства. Дмитрий, глава этого семейства, работал полицейским врачом. Его жена Софья содержала салон и очень хотела стать художницей. Исаак взялся обучить молодую женщину этому искусству, после чего они стали длительное время проводить вместе. Впоследствии Софья Кувшинникова даже ездила с Левитаном в Поволжье, где они, поселившись вдвоем в небольшом городишке, совместно занимались живописью. Здесь Исааком были создано довольно много картин, где наряду с пейзажами соседствовали натюрморты.

Когда на границе 1889-1890 годов в Париже была организована Всемирная выставка, художник отправился туда. Главной целью Левитана было знакомство с творчеством художников-барбизонцев и импрессионистов. По окончанию выставки из Франции он отправился в Италию – творческий Клондайк всех живописцев. Впечатленный красотами этой средиземноморской страны он создал несколько пейзажей, которые привез с собой в Россию.

Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи

Почти сразу же после заграничной поездки Левитан создал выдающееся полотно на русскую тематику. Это была «Тихая обитель», на которой в предзакатном свете изображен Саввино-Сторожевский монастырь. Эта картина настолько впечатлила интеллигенцию Москвы, что поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а друг Левитана писатель А. П. Чехов отобразил пейзаж картины в своей повести «Три года». Это стало лучшей наградой для художника. Итогом всеобщей признательности стало включение Левитана в ряды Товарищества передвижников в 1891 году. После этого его пейзажи стали еще более активно раскупаться коллекционерами.

1890-е годы внесли в жизнь Левитана массу важных изменений. Помимо приятных, типа вступления в ряды художников-передвижников, были и неприятные. Одним из них стало выселение его как еврея из Москвы. Живописцу пришлось покинуть город и переехать в провинцию. Вместе с ним уехала из Москвы и Софья Кувшинникова, которая с момента своего первого знакомства очень сблизилась с Исааком. Вместе они путешествовали по российским регионам, поочередно останавливаясь то во Владимирской, то в Тверской губерниях.

Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи

В это же время у Левитана вновь проявились проблемы с сердцем. На обострение болезни повлияли и личная неустроенность художника, так и не сумевшего создать семью, и нищенская жизнь в молодости, и перенесение тяжелых болезней, и собственный меланхолический характер, из-за чего у художника часто возникали депрессии. Все это привело к тому, что он даже дважды пытался покончить с собой, однако оба раза неудачно. Возможно, болезнь и меланхолия привели мастера к созданию картинной трилогии: «У омута», «Владимирка» и «Над вечным покоем». Примечательно, что в картине «У омута» фигуру девушки писал не сам Левитан, а родной брат А. П. Чехова Николай. Павел Третьяков заплатил художнику за нее 3 тысячи рублей. В минуты радости создавались яркие, солнечные полотна с изображением Волги, весны, множество натюрмортов.

Под конец жизни мастера заметила и Академия художеств, присвоившая Левитану звание академика, что дало ему возможность преподавать в родном Московском училище живописи. К сожалению, это длилось недолго. В мае 1900 года Левитан сильно простудился и вскоре умер, оставив сорок недописанных картин и сотни набросков к ним.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *